«Об осуждении»

Опубликовано Монастырь в

Диавол старается ниспровергнуть основание монашеской жизни — умение принимать сестер такими, какие они есть, и быть в единстве с ними. Настоящий монах при виде всякого человека преклоняется пред ним как пред образом Божиим.
Икона, написанная на доске, даже когда изображение на ней повреждено, не перестаёт для нас быть святым образом, достойным поклонения. Порой уже и не видно, кто изображен, но все-таки мы говорим, что это Пресвятая Богородица или такой-то святой, и продолжаем икону чтить. Тем более мы должны почитать человека как образ и подобие Божие, как член тела Христова. Иначе будет ли у нас право сказать, что мы
поклоняемся Богу?

Когда я сужу человека и доверяю своему мнению, тогда я возвышаюсь над ближним, образом Божиим, а значит, разрываю свое единство с Богом, его Создателем, Который ради него пролил Кровь Свою на кресте. От меня отходит Ангел Хранитель, скорбя о том, что я удаляюсь от Бога и между Богом и мною разверзается бездна.

В монастыре ты можешь спастись, только если достигнешь единения со всеми сестрами. Сестры — это члены тела Христова, святые, призванные жить во Христе, и если ты отделишься от этих членов, то не будешь соединен и с Главой.

Когда человек обособляется, отделяется от ближнего, чего-то от ближних требует, пытается вмешиваться в отношения между людьми и их Создателем, это означает, что он отпал от Бога.

Только наше доверие, уважение к ближнему, готовность его принять, пусть бы он даже грешил, не верил в Бога, отвергал Его, дает нам право сказать, что мы Бога любим. В противном случае всуе проходят дни нашей жизни. За осуждение других и уверенность в своей мнимой праведности мы сами будем осуждены, отлучены от Бога и ближних, увидим на себе жалкое рубище, а не одеяние сынов чертога брачного.

Где тебе найти Бога, если ты Его осудил и прогнал? Когда иудеи засыпa‌ли Христа искусительными вопросами, они, можно сказать, сажали Его на скамью подсудимых, так точно поступаем с Ним и мы, когда судим ближних и отделяемся от них.
Осуждение оскорбляет Самого Бога. Позволяя себе судить ближнего и называя его раздражительным, нерадивым, лентяем или блудником, ты вмешиваешься в его жизнь и присваиваешь себе права и власть Божии. Ты встаешь на место Бога Отца, Который один только имеет власть вершить суд и в конце веков весь суд отдаст Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков.

Схиархимандрит Эмилиан (Вафидис).