Введенский храм

Памятник архитектуры ХХ века (архитектор П.Беген). В этом храме в 1918 году служил Патриарх Тихон.
Во Введенском храме покоятся мощи новомученников Российских – священномученика Владимира Лежневского и блаженного Алексия Елнатского.
Святыни: чудотворная икона Матери Божией «Скоропослушница», 2 мощевика со 168 частицами св.мощей, ряса св.прав.Иоанна Кронштадтского.

Введенский церковь. Престолы: Введения Божией Матери во храм, в честь Св. Николая Мирликийского, в честь мч. Феодора Тирона.
Год постройки: Между 1901 и 1907.
Адрес: 153005 г. Иваново, ул. Базисная, 23

ИВАНОВО, ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ (КРАСНАЯ ЦЕРКОВЬ). КОМПЛЕКС, нач. 20 в ул. Фридриха Энгельса, 88.
Находится в посадской части города, при пересечении ул. Фридриха Энгельса и Громобоя. Комплекс начал строиться в 1900 г. на участке, пожертвованном графом Шереметевым, на средства ивановских фабрикантов Бурылиных, Гарелиных, Битовой, Маракушева и др. Состоит из церкви Введения (1900-07 гг.), дома причта и ограды с башнями и воротами (1909- 13 гг.). Все здания возведены из кирпича в лицевой кладке по проекту архит. П.Г. Бегена. Из трех иконостасов храма главный был выполнен по проекту иконостасных дел мастера А.Н. Шорохова. Комплекс отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна. Крупнейший ансамбль нач. 20 в. в Иванове, играющий важную градостроительную роль.

В пространственной композиции господствует церковь Введения, крупномасштабный объем которой сопоставим с окружающей застройкой микрорайона 1960-х гг. Храм стоит в центре небольшого прямоугольного участка, обнесенного оградой. Трое ее ворот расположены напротив северного, южного и западного входов в храм. Восточную — границу участка и его юго-восточный угол фиксирует изогнутый в плане дом причта, причем его угловая лестничная башня является одновременно композиционным элементом ограды, аналогично северо-восточной и юго-западной башням. В нач. 1990-х гг. в связи с открытием при храме женского монастыря по линии ограды выстроены келейные корпуса, а над западными воротами сооружена невысокая колокольня (архит. И.К. Русакомский).

Церковь Введения относится к типу бесстолпных пятиглавых храмов. Ее кубический двусветный основной объем завершен крупными сплюснутыми луковичными главами на барабанах (средний световой). Алтарные апсиды полукруглые, средняя более крупная. На остальных трех фасадах объемную композицию развивают ризалиты, завершенные щипцами с килевидными подвышениями; выступающие на центральных осях храма, они придают его плану крещатую форму. На этих же осях расположены крыльца входов — с арочными проемами, на столбах, увенчанные высокими щипцами.

Сильно вытянутые по вертикали узкие арочные окна сгруппированы на фасадах по одному, по два и по три. Убранство дополняют разнообразные колонки, ширинки, кокошники, полуциркульные и килевидные арочки, декоративные зубчатые пояски и многоступенчатые карнизы.

Внутри большое открытое пространство зального типа хорошо освещено. Система перекрытий основана на пересечении двух пар арок огромного пролета, опирающихся на стены. Образованные в результате восемь ячеек перекрыты парусными сводами, в центре купол, в апсидах конхи.

Дом причта — оригинальное по композиции здание, состоящее из двухэтажной угловой части и вытянутого к северу прямоугольного крыла. Внешний фасад симметричного углового объема скруглен, и на оси симметрии к нему примыкает глухая круглая угловая башня с лестницей внутри. Ее шатровый верх поднимается над двускатным покрытием и композиционно перекликается с четырехгранными шатрами типа епанчи на торцах двухэтажного объема. Внутренний угол этого объема срезан. Здесь в центральной части дворового фасада устроен вход, акцентированный в завершении щипцом с килевидным верхом (как на храме). Аналогичные килевидные элементы врезаны в высокие кровли — епанчи по осям симметрии торцовых фасадов. Прямоугольные окна заключены в наличники; на внешнем фасаде они ложные в первом этаже и частично во втором.

Основные мотивы декора — килевидные арочки во фризах, кокошники в основании кровель, колонки на углах и в наличниках, ширинки, поребрики, зубчики. Фасады одноэтажного объема оформлены намного проще.

Внутри двухэтажная часть отделена глухой капитальной стеной. Вход, ведущий в трапециевидный вестибюль, связан с дугообразным в обоих этажах коридором, повторяющим очертание внешнего фасада, а через него — с башней. Налево и направо из коридора ведут двери в квадратные комнаты. В одноэтажном крыле разные по величине помещения разделены глухими капитальными стенами с отдельными входа ми, по типу монастырских келий.

Ограда состоит из звеньев металлической решетки между столбами на кирпичном основании. О трех сторон в ограде устроены ворота, на углах стоят башни: прямоугольная и плане северо-восточная и восьмигранная юго-западная. По характеру декора они аналогичны убранству лестничной башни дома причта. Интересна композиция ворот, своеобразно интерпретирующая тему древнерусских надвратных храмов. Обильный декор ворот характерен для русского стиля. Великолепная кованая решетка выполнена в стиле модерн и имеет разный рисунок на разных участках ограды.

История города Иваново, 1958, ч.1, с 170; Тихомиров, 1996, с. 94-98; ГАВО Ф 556 Оп. 3 Ед. хр. 914 Л. 2, 31, 38, 60, 88; ГАИО Ф. 205. Оп. 1. Ед. хр. 269. Л. 38
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 1 стр. 456 – 459» М, «Наука», 1997

Синодики Введенского и Вознесенского храмов

Описание иконостаса. 

Храм монастыря имеет 3 придела, алтарная часть каждого из приделов соединяется с наосом посредством пятиярусного иконостаса. Иконографическая программа через местный и деисусный чины, распространяющиеся на пилоны объединяет иконостасы 3 приделов в единый ансамбль. Иконы выполнены на доске с резными ковчегами или накладными полями, паволока, левкас, темпера на яичном желтке. Живописная манера икон гармонично сочетает древнерусское письмо в лучших традициях московской и псковской школ с живописной манерой афонского письма кон.19-нач.20вв. Иконы выполнены иг.Никифором с учениками в 1990-2006гг. Иконостасы декорированы пропильной резьбой, покрытой акриловым золотом — растительный орнамент с геометрическим переплетением и вставками фигур райских животных (реплики каменной резьбы Димитровского собора г.Владимира). Иконы местного ряда иконостасов расчленяется деревянными колонами с канелюрами, резными вставками орнамента и горельефами святых, акриловое напыление имитирует золото. Резьба выполнена резчиками мастерской игумена Никифора, материал: береза, липа, сосна.

Центральный придел в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Пятиярусный иконостас с цоколем и 2 дополнительными рядами; цоколь, местный, пядичный и деисусный ряды простираются на пилоны, общий размер 1240×1480см.

ЦАРСКИЕ ВРАТА: 2 створки дверей шатровой формы размером 260×155см, декорируемые резным пропильным орнаментом, покрытым акриловым напылением, имитирующим золото;

над створками резной фигурный Крест, покрытый типографским золотом;

резной нащельник перебивается вставками икон – таблеток полусферической формы,d = 15см, с иконами: Господь Вседержитель, Распятие с предстоящими, Крещение, Преображение, Сошествие во ад;

на створках врат иконы: Благовещение, Евхаристия, Евангелисты — Матфей, Марк, Лука, Иоанн;

по обе стороны врат вертикальные панели с иконами Архангелов, препп.Сергия Радонежского, Серафима Саровского, свтт.Иоанна Златоуста, Василия Великого, Николая Чудотворца, Амвросия Медиоланского;

навершие декорировано 3 фризами орнамента пропильной резьбы и иконами Пресвятой Троицы, фигурами Архангелов, Святителей;

над царскими вратами 2 резных барельефа Апокалиптических ангелов с трубами и свитками.

НИЖНИЙ ПОДЪЯРУС (цоколь): вертикальные доски размером 45×85 см с фигурами святителей, преподобных, воинов и текстами тропарей.

МЕСТНЫЙ ЧИН: 4 иконы размером 240×90см, фигурное шатровое навершие декорировано живописным орнаментом и небольшими иконами- вставками, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото, позем украшен цветами (аналог — псковская икона сер.16века).

Сюжеты: Господь Вседержитель в рост с раскрытой книгой, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Иверская Богоматерь в рост, преп.Сергий Радонежский с житием.

Дьяконские двери: 2 иконы размером 315×90 см фигурной шатровой формы, оканчиваются пропильным деревянным Крестом, покрытым типографским золотом; навершие декорировано живописным орнаментом, текстами, небольшими иконами – вставками.

Сюжеты: Архангелы Гавриил, Михаил.

На пилонах: 6 икон размером 255×90см.

Сюжеты: препмуч.Елисавета, св.благ.кн.Александр Невский, ств.Николай Чудотоворец, свт.Тихон, Патриарх Московский и Всероссийский, свт.Амвросий Медиоланский, преп.Серафим Саровский.

ПЯДИЧНЫЙ РЯД (дополнительный) – 38 икон размером 35×35см, с накладными полями, фон – типографское золото.

Сюжеты: чтимые иконы Пресвятой Богородицы, сцены из жития Богоматери, образа избранных святых.

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН – в центре ряда икона «Спас в силах» размером 225×155см и 16икон размером 225×80см с ковчегом, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: предстоящие в рост Богоматерь, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил, Гавриил, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Николай Мирликийский, Алексий Московский, Петр Московский, Иов Московский, Леонтий Московский, Иона Московский, великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский.

На фронтальной стороне пилонов 2 иконы размером 225×180см, фон – сусальное золото.

Сюжеты: Царственные страстотерпцы, Собор Ивановских Новомучеников.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН – 14 икон размером 65×55см, ковчег, фон – типографское золото.

Сюжеты: Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Рождество Господа Иисуса Христа, Сретение Господне, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Снятие со Креста, Сошествие во ад, Вознесение, Пресвятая Троица, Успение Божией Матери.

ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН: в центре икона Богоматерь «Знамение» размером 125×155см, ковчег, фон – типографское золото, нимб – сусальное золото и 8 икон размером 125×80см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: поясные цари Давид, Соломон, пророки Исайа, Илия, Иезекииль, Иеремия, Даниил, Захария.

ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН: В центре икона «Отечество» (аналог иконы 16в.) размером 330×155см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото и 8 икон размером 255×80см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: праотцы в рост Адам, Енох, Авраам, Ной, Сим, Иафет, Иосиф, Моисей.

Иконостас увенчан пропильным фигурным Крестом, покрытым типографским золотом и 8 резными фигурами Серафимов, акриловое напыление имитация золота.

Придел в честь святителя Николая Мирликийского

Пятиярусный иконостас с цоколем и 2 дополнительными рядами; цоколь, местный, пядичный и деисусный ряды простираются на пилон, общий размер 1050×540см.

ЦАРСКИЕ ВРАТА: 2 створки дверей шатровой формы размером 270×100см, поля и нащельник декорированы живописным орнаментом, фигурный ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: святители в рост Иоанн Златоуст, Василий Великий, Благовещение;

над створками резной фигурный Крест, покрытый типографским золотом;

навершие фигурной формы, ковчег, фон – типографское золото, сюжеты: Евхаристия.

НИЖНИЙ ПОДЪЯРУС (цоколь): 6 досок с тропарями, декорированы живописным орнаментом, размером 50×55см.

МЕСТНЫЙ ЧИН: 6 икон размером 245×55см, фигурный ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото, поля декорированы живописным орнаментом.

Сюжеты: Господь Вседержитель с книгой в рост, Богоматерь Валаамская, свтт. Николай Чудотворец, Василий Кинешемский, перводьякон Стефан, мч.царица Александра.

ПЯДИЧНЫЙ РЯД (дополнительный): 15 икон размером 35×35см, с накладными полями, фон – типографское золото.

Сюжеты: чтимые иконы Пресвятой Богородицы, сцены из жития Богоматери, образа избранных святых.

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН: в центре ряда икона «Господь Архиерей» размером 225×98см и 6 икон размером 225×64см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: Богоматерь в рост, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил, Гавриил, ап.Андрей Первозванный, новомуч.свт.Августин.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН: 7 икон размером 85×64см, ковчег, фон – типографское золото.

Сюжеты: Благовещение, Рождество Господа Иисуса Христа, Сретение Господне, Крещение, Преображение, Сошествие во ад, Воздвижение Креста.

ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН: в центре икона Богоматерь «Знамение» Новгородская, размером 90×98см и 4 иконы размером 90×64см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: святители поясные Василий Кинешемский, Никифор Цареградский, Николай Чудотворец, Димитрий Ростовский.

ПРАОТОЧЕСКИЙ ЧИН: в центре икона «Троица Ветхозаветная» (феофановская иконография) размером 223×98см и 4 иконы размером 198×68см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: праотцы в рост Авель, Иов, Мелхиседек праматерь Ева.

Иконостас увенчан пропильным фигурным Крестом, покрытым типографским золотом и 4 резными фигурами Серафимов, акриловое напыление имитация золота.

Придел в честь великомученика Феодора Тирона

Пятиярусный иконостас с цоколем и 2 дополнительными рядами; цоколь, местный, пядичный и деисусный ряды простираются на пилон, общий размер 1050×540см.

ЦАРСКИЕ ВРАТА: 2 створки дверей шатровой формы размером 270×100см, поля и нащельник декорированы живописным орнаментом, фигурный ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: Благовещение Новгородское, Архангелы Михаил, Гавриил;

над створками резной фигурный Крест, покрытый типографским золотом;

навершие фигурной формы, ковчег, фон – типографское золото, сюжеты: Сошествие во ад, Преображение.

НИЖНИЙ ПОДЪЯРУС (цоколь): 6 досок с тропарями, декорированы живописным орнаментом, размером 50×55см.

МЕСТНЫЙ ЧИН: 6 икон размером 245×55см, фигурный ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото, поля декорированы живописным орнаментом.

Сюжеты: Господь Вседержитель с книгой в рост, Богоматерь Оранта, великомученики Феодор Тирон, Пантелеимон Целитель, св.блж.Алексий Елнатский.

ПЯДИЧНЫЙ РЯД (дополнительный): 15 икон размером 35×35см, с накладными полями, фон – типографское золото.

Сюжеты: чтимые иконы Пресвятой Богородицы, сцены из жития Богоматери, образа избранных святых.

ДЕИСУСНЫЙ ЧИН: в центре ряда икона «Господь на престоле» Новгородский, размером 225×98см и 6 икон размером 225×64см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: Богоматерь в рост, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил, Гавриил, ап.Иоанн Богослов, новомуч.свт.Борис.

ПРАЗДНИЧНЫЙ ЧИН: 7 икон размером 85×64см, ковчег, фон – типографское золото.

Сюжеты: Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Воскрешение Лазаря, 2 сцены Евхаристии, Положение во гроб, Жены Мироносицы у Гроба, Сошествие Св.Духа.

ПРОРОЧЕСКИЙ ЧИН: в центре икона Богоматерь «Неупиваемая Чаша» размером 90×98см и 4 иконы размером 90×64см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: святители поясные Игнатий Брянченинов, праведный Иоанн Кранштадтский, Тихон, Патриарх Московский и Всероссийский, Амвросий Медиоланский.

ПРАОТОЧЕСКИЙ ЧИН: в центре икона «Троица Ветхозаветная» (рублевская иконография) размером 223×98см и 4 иконы размером 198×68см, ковчег, фон – типографское золото, нимбы – сусальное золото.

Сюжеты: праотцы в рост Сиф, Исаак, Иаков, праматерь Сара.

Иконостас увенчан пропильным фигурным Крестом, покрытым типографским золотом и 4 резными фигурами Серафимов, акриловое напыление имитация золота.

Из монастырской летописи:

На окраине г. Иваново-Вознесенска, в пустоши Ушакове, на земле, пожертвованной графом Сергием Дмитриевичем Шереметевым при архиепископе Владимирском и Суздальском Сергии 21 мая 1901 г. состоялась торжественная закладка фундамента для Введенского храма.

Строительство храма велось за счет частных пожертвований от бла­готворителей: купцов и фабрикантов, коллективов рабочих и служащих Иваново-Вознесенска. 21 июня 1907 г. храм был закончен и освящен архиепископом Владимирским Николаем. Главный Престол посвящен Введению во храм Пресвятыя Богородицы, боковые приделы — Святителю и Чудотворцу Николаю Мирликийскому и Великомученику Феодору Тирону. Первым настоятелем храма был священник Михаил Степанович Кохомский.

В 1918 г. Иваново-Вознесенск посетил Святейший Патриарх Тихон и совершил Богослужение во Введенском храме.

Патриарх Тихон у Введенского храма

Сознавая, что Церкви угрожает опасность уничтожения, первый Российский Патриарх Нового времени открывает повсеместно новые викарные епархии и поставляет в них вновь хиротонисаных епископов — будущих мучеников и исповедников Церкви. В эти первые годы после революции образовалась Иваново-Вознесенская Епархия во главе с епископом Августином (Беляевым) и Кинешемская епархия во главе с епископом Василием (Преображенским).

Свт.Августин (Беляев)

В смутное время обновленческого раскола, в 1925 г. настоятелем Введенского храма Владыка Августин назначает протоиерея Зосиму Васильевича Трубачева. «Это был особый человек, настоящий русский православный пастырь. Подражая о.Иоанну Кронштадтскому, не жалея своих сил, трудился он ради своей Богоспасаемой паствы. Служение его во Введенском храме было поистине подвижническим. В тяжелейших условиях, когда власти угрожали закрыть храм или передать его обновленцам, безбожники открыто совершали свои злостные кощунственные выходки, а среди церковного причта не было согласия и единомыслия, отцу Зосиме приходилось отстаивать и защищать вверенный ему храм, проповедью и своим личным примером укреплять паству в верности Православию. В то время, когда многие теряли веру и поступали малодушно, о. Зосима направлял свои нравственные усилия на достойное устроение храмового Богослужения, на преодоление всякой небрежности в отправлении чинопоследований, в особенности в совершении Таинства исповеди.

Протоиерей Зосима Трубачев

По воскресеньям после вечернего Богослужения о. Зосима устраивал беседы на религиозные темы, привлекая к ним и других священников. Каждую неделю по вторникам читали акафист перед чтимой иконой Божией Матери «Нечаянная Радость». При о.Зосиме заложили и построили отдельно от храма небольшую колокольню. Им освящены купола и установлен ежедневный уставной звон». (Из воспоминаний О.Сергия Трубачева).

С любовью встречали прихожане Введенского храма Владыку Августина. Ему разрешалось служить только с ведома властей. После таких Богослужений Владыка неизменно проповедовал, и не покидал храм, пока не благословит каждого молящегося.

В 1928 г. о. Зосиму арестовали, и с этого времени до мученической его кончины тюремные заключения сменялись ссылками и запретами в служении.

В эти годы испытаний и скорбей Господь даровал Своему рабу непрестанную внутреннюю молитву.

Во время всплеска новой волны репрессий и расстрелов архиепископ Иваново-Вознесенский Августин и протоиерей Зосима разделили судьбу многих новомучеников Российских. Владыка расстрелян 23 ноября 1937 г., о. Зосима — 26 февраля 1938 г.

Введенский храм постигла та же участь, что и другие церкви Иваново-Вознесенска. 22 октября 1935 г. власти передали храм обновленцам, и народ перестал его посещать. Ссылаясь на это обстоятельство, городские власти в 1938 г. его закрыли. Убранство храма и иконы были разграблены, а в опустевшем здании расположился Областной Государственный архив.

Во время войны в 1943 г. была сделана первая попытка открыть храм. Верующие собирали подписи, писали многочисленные прошения. Но власти посчитали, что «к открытию церкви нет никаких оснований».

В эти годы жил в Иванове и служил в Преображенском Кафедральном Соборе архимандрит Амвросий (Юрасов), о. Амвросий тогда часто говорил Владыке Амвросию: «Давайте откроем храм!» Но тогда это было еще невозможно. И вот, наконец, время пришло. Была собрана двадцатка верующих — первое условие, при котором в те времена мог открыться храм.

Члены двадцатки, староста Лариса Васильевна Холина (впоследствии монахиня Антония), стали ходить по инстанциям, добиваясь регистрации общины. Но все было напрасно. Обратились в Москву в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Оттуда 3 ноября пришел документ о регистрации общины, имея в виду передачу ей здания Введенской церкви. Но городские власти были непреклонны.

Зимой 1988 г. безпрерывно писали письма в облисполком с просьбами о передачи храма. Церковный совет собрал три тысячи подписей в поддержку его открытие. Владыка Амвросий направил на имя председателя облисполкома В. Тихомирова письмо (так и оставшееся без ответа), где выражал ту же просьбу. 17 марта подали заявление о проведении в ограде Красной церкви митинга. Горисполком отказал. Идти было некуда. И верующие решились на крайнее средство — объявить голодовку.

21 марта четыре женщины из церковной общины собрались у кинотеатра «Современник» — Лариса Холина, Валерия Савченко, Маргарита Пиленкова (дочь Ларисы Холиной). Затем к ним присоединилась Галина Яцухновская. У стены, где они расположились, чисел лозунг: «Не едим и не пьем до открытия Красного храма, и готовы умереть на родине первых Советов».

Так просидели они сутки. Было очень холодно. Их постоянно окружала толпа: кто расспрашивал, кто ругался, даже плевали.

На следующий день подъехал автобус милиции, и женщин насильственно перевезли в ограду Введенского храма. Там на ступеньках храма они провели 10 суток. Власти были настроены враждебно. Через газеты пытались обвинить о. Амвросия в происходящем. По городу устраивали санкционированные манифестации против верующих с лозунгами: «Прекратите голодовку!» Но были и сочувствующие. С каждым днем у ограды храма прибавлялся народ — сотни, тысячи. Стали собирать подписи за открытие храма.

О голодающих уже знали в Москве и за границей. В центральной печати появились статьи в их защиту. Западные радиостанции ежедневно передавали информацию о голодовке за Введенскую церковь в Иванове. Сбывалось предсказание старца-подвижника архимандрита о. Леонтия: «Храм отдадут, придет время. Но только о нем надо будет кричать на весь мир».

На 12-й день, т.е. 1 апреля в 4 часа утра женщин насильно посадили в машины «Скорой помощи» и перевезли в областную больницу.

5 апреля в больницу пришел секретарь облисполкома Л. Дубов и четыре часа убеждал прекратить голодовку. Только после того как Дубов пообещал, что исполком в течение месяца рассмотрит вопрос о Введенском храме, женщины объявили о прекращении голодовки: «Мы принимаем решение выходить из голода, восстанавливать свои силы, чтобы вновь продолжать борьбу за Введенскую церковь».

Борьба продолжалась еще год, и только в Страстной Четверг 1990 г. Ларисе Васильевне Холиной передали ключи от храпа.

Первую службу в Пасхальную ночь о. Амвросий совершил на паперти храма под звездным небом.

После Пасхи стали разбивать стеллажи, которыми был занят весь храм в 5 этажей. Приходили помогать старенькие бабушки, школьники, студенты. И за две недели все эти стеллажи по бревнышку вынесли на своих плечах из храма. В алтарях были сделаны капитальные перекрытия, кирпичные стены. Здесь находились кабинеты работников архива. А на месте Престола в честь Свт. Николая в правом приделе был устроен туалет. При разборке перекрытий в этом алтаре погиб раб Божий Борис, трудившийся в храме во славу Божию со дня его открытия.

Первая служба совершилась в храме на Троицкую родительскую субботу. Совершал Богослужение настоятель Введенского храма архимандрит Амвросий.

Начались работы по ремонту и реставрации храма, дома причта и хозяйственных построек. Игумен Никифор (Микула) сразу взялся писать иконы для иконостаса. Помогать в постановлении храма съезжались с разных мест многие духовные чада о. Амвросия.

24 декабря 1990 г. архимандрит Амвросий подал прошение правящему архиерею, чтобы он ходатайствовал перед Святейшим Патриархом и Священным Синодом о создании при Введенском храме женского монастыря.

Великим постом 1991 г. из Москвы был получен исторический документ: благословение Святейшего Патриарха Алексия II на основание монастыря, документ был датирован 27 марта.