Рождественское послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа

Опубликовано Монастырь в

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
От всего сердца поздравляю вас с наступившим праздником Рождества Христова!
Этот праздник в жизни каждого из нас занимает особое место.
Сегодняшнее торжество — день всеобщей радости. Обновление вселенной родившимся Богомладенцем начинает для нас новое лето благости Господней.
Это значит, что миновал еще один год нашей жизни. Новолетие – всегда время оценки каждым самого себя, определенное подведение итогов.
Сколь часто нам кажется, что ни мы, ни мир не становимся лучше. Иногда у православного христианина возникает ощущение, будто бы зло побеждает добро. И сколько бы он ни старался бороться со своими грехами и страстями, проигрыш, якобы, неизбежен.
В бедности и неудачах человек иногда озлобляется, закрывается от других и от Бога. Но и успех, и достаток также могут вести в сторону от истинного пути.
В евангельской притче о сеятеле мы читаем, как «забота века сего и обольщение богатства» заглушают Слово Христово (Мф. 13, 22). Причем, речь ведь идет не только о материальном стяжательстве. Наши знания, жизненный опыт, место в обществе – всё может оказаться препятствием для спасения, ибо «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23).
Враг рода человеческого против каждого из нас ведет непрерывную брань. Великий русский святой праведный Иоанн Кронштадтский описывает ее как «злую спицу», «которая во всякое время и всюду лезет в сердечные очи, затмевая и подавляя их», духовную «ядовитую пыль», постоянно носящуюся в «мысленной атмосфере нашей, садящуюся едко на сердце, изъедая и сверля его».
Он пишет: «Когда врагу не удается занять христианина на пути спасения скорбями и теснотой, бедностью и разными другими лишениями, болезнями и разными напастями, он бросается в другую крайность: он берет его здоровьем, покоем, негою, расслаблением, сердечным и душевным нечувствием благ духовных».
Лишь в Боге, сотворившем и нас, и окружающий мир, можно обрести выход из этого жизненного тупика. И вот в день Рождества Христова Сын Божий приходит к нам для победы над грехом, проклятием и смертью. Эта победа осуществляется Им через искупительный крестный подвиг и Воскресение.
Еще за семь столетий до рождения в мир Спасителя пророк Исаия видел Его духовными очами и восклицал: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53, 5-6).
Спустя тысячу лет после пророка Исаии святитель Григорий Богослов, описав пагубное действие грехопадения первых людей на человеческий род и все творение, подчеркивал — для исцеления от него нам подана Богом сильнейшая помощь, само «Слово Божие: Превечное, Невидимое, Необъятное, Бестелесное, Начало от Начал, Свет от Света, Источник жизни и бессмертия».
Один из великих святых истекшего XX века преподобный Иустин Попович пишет: «Без Господа Иисуса Христа жизнь человеческая – целиком и полностью самоубийственная бессмыслица, только в Нем она обретает свой единственно разумный смысл. И ты живи Им – живи Богочеловеком и исцелишься от всех смертей, от всех грехов, от всех страстей».
Вступая в Церковь через святое крещение, обновляясь в покаянии, становясь храмом Господним через причащение Святых Христовых Таин, мы устрояем не только самих себя, но и свои семьи, весь окружающий мир на твердом камне веры (Лк. 6, 48). Во Христе и бедность, и достаток, и здоровье, и болезнь становятся средствами нашего спасения в вечности.
В Символе веры мы читаем и поем о Сыне Божием: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы».
Именно благодаря Матери Божией воссияло над миром новое Солнце Правды – Христос.
«Радуйся, Ею же обновляется тварь! Радуйся, Лествице Небесная, Ею же сниде Бог! Радуйся, всего мира очищение!», — восклицает Церковь в Акафисте, известном каждому православному христианину.
В этом году всем нам была дарована необычайная радость молитвы перед великой вселенской святыней – ковчегом с частицами Пояса Пресвятой Богородицы и мощей ее святых родителей, праведных Богоотцов Иоакима и Анны.
Несколько дней, днем и ночью, в Успенском кафедральном соборе не прекращались богослужения. Не иссякал поток людей, приходивших помолиться у этой святыни.
Богомольцы получили особый духовный опыт предстояния перед Царицей неба и земли. Матерь Божия в своем Поясе преподала благословение всем тем, кто верит в Нее и надеется на Ее ходатайство перед своим Сыном, пришедшим сегодня в мир.
Пусть полученная всеми радость надолго останется залогом нашего духовного возрастания во Христе Иисусе!
Всечестные отцы и матери, братья и сестры!
Вновь и вновь приветствуя вас со спасительным, всерадостным праздником Рождества Христова, хочу адресовать вам слова преподобного Ефрема Сирина. Он так наставляет участников сегодняшнего светлого торжества: «Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого».
А святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Господь явился как свет, озаряющий Божественною силою тех, кто имеет очищенные очи сердца. С ними да обрящемся и мы, созерцая откровенным лицем Славу Господню и преобразуя себя от славы в славу».
Благословение пришедшего ныне в мир Христа Спасителя да пребудет со всеми вами!

+Иосиф
Глава Ивановской митрополии,
митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский

Рождество Христово
город Иваново
25 декабря 2017/7 января 2018 года