О духовном благополучии

Опубликовано Монастырь в

Покой в душе — это признак духовного благополучия?

Не всегда. Бывает покой в душе, скажем так, нехороший. Представьте себе: человек физически здоров, трудится в полноте сил, всем помогает, ощущает свое благополучие. Но если, допустим, он съел какую-то непригодную пищу и отравился, у него повышается температура, начинаются головные боли, тело ломает, его тошнит, состояние предобморочное, от слабости он ложится в постель. Хорошо, если успеют вовремя прочистить его организм, сделать необходимые процедуры, дать спасительные лекарства, тогда он может ожить, вернуться к своей нормальной жизни. Так мы безпокоимся о нашем теле. Но в нашем теле есть душа — разумная, безсмертная, и она создана Богом для вечности. Порой многие не думают о своей душе. И та пища, которую нам рекламируют с экранов телевизоров, или те книги, которые не питают, но отравляют наши души, схожи с отравленной едой. Только первая не полезна нашему телу, а вторая душе — эротика, боевики и ужасы отравляют душу. Физически отравившегося человека отправляют в больницу. Духовно отравившегося в обычную больницу не отправишь. Ему надо срочно на исповедь в храм, к священнику, но он не идет. Потому, что не знает, что больную душу надо лечить покаянием. Ему плохо, но он не обращает внимания: “А-а, пройдет! Все нормально…” И так со временем, раз за разом, он омерщвляется и становится мертвым душой. Он уже не чувствует за собой грехов.

Недавно ко мне подошел один человек. Ему шестьдесят лет. Спрашиваю:
— Какие у Вас грехи? Вы в первый раз пришли на исповедь?
— Да, в первый раз. У меня грехов нет, я их не чувствую за собой.
— Знаете, если человек занозил палец, то заноза его тревожит и мучить будет до тех пор, пока он эту занозу не вытащит. А если человек умер, то ему, хоть гвоздь в ногу забей, он боли не почувствует, потому что он мертв телом. Точно так и в душе: если душа живая, малый грех безпокоит совесть человека, от мучений совести он избавляется на исповеди. А если душа грехов не чувствует, то она уже умерла, и надо постараться ее оживить.
Вот так я ему сказал. И еще добавил:
— Вы в церковь не ходите, Богу не молитесь. Вы духовно умерли. Тело пока еще живое, но душа умерла. Православный, для того, чтобы быть живым, должен постоянно ходить в церковь. Обязательные службы для каждого члена Христовой Церкви: в субботу вечером, в воскресенье утром, а так же во все церковные праздники — накануне вечером и с утра. Он каждый день утром и вечером молится Богу. Мало этого: в течение всего дня он, совершая добрые дела, пребывает в богомыслии. А постоянному памятованию о Боге помогает чтение Иисусовой молитвы: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!” (или грешную).
Такие советы часто приходится давать. Когда человек пребывает в добрых делах, читает священные книги, молится, его душа уже не будет ни мертвой, ни пустой. Там обретут место тишина чувств, мир, радость, покой. Люди святые, когда у них открывались душевные глаза и уши, узнавали, в каких пороках и страстях они находятся, им Бог давал это знание тогда, когда они шли Ему навстречу. До этого их жизнь им не казалась греховной: “Мы живем, как живут все”. Например, в комнате темно. В ней пятьдесят лет никто не делал уборку. А если окно в ней открыть, то грязи и пыли много можно увидеть. Можно, конечно, всю жизнь прожить и в темноте, не видя этой грязи. Так человек, прожив всю жизнь и ни разу не заглянув в свою душу, не видит своих грехов. Если найдется добрый человек, подскажет и обратит внимание на его недостатки, а тот человек, если разумный, послушает его — захочет освободить душу от греховной грязи, пойдет на исповедь, покается, осознает грехи и будет их исправлять. Через покаяние, добрые дела, жизнь в Боге такие люди могут обрести покой в душе, на этот раз – истинный.