24 мая – день памяти свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Тезоименитство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Опубликовано Монастырь в

24 мая 2015 года, по окончании Божественной литургии в Храме Христа Спасителя в Москве, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий поздравил Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с днем тезоименитства и огласил адрес от членов Священного Синода Русской Православной Церкви.
Его Святейшеству Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси
Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш отец!
В сей день, когда Честная Церковь, славя Воскресшего Спасителя, вкупе с памятью Святых отцов I Вселенского Собора чтит учителей Словенских — равноапостольных Мефодия и Кирилла, мы, члены Священного Синода вместе с епископатом, духовенством, тружениками на ниве Христовой и Вашей многомиллионной богоспасаемой паствой сыновне просим Вас, нашего Великого господина и отца, принять искренние и сердечные поздравления с тезоименитством.

Благословен Безначальный и Присносущный Отец щедрот, собравший ныне всех нас для совершения Святейшей Евхаристии, дабы со страхом Божиим и верую вкусить от Чаши бессмертия. Хвален зело в вышних живый и на смиренныя презираяй Господь, Которому мы днесь соборне возносим сугубые молитвы о Вас, нашем Предстоятеле и наставнике. Препрославлен Животворящий Утешитель Дух, возведший Вас, по слову Псалмопевца, «во время благоугодное» (Пс. 68:14) на Престол Патриархов Московских и всея Руси.

Воспевая в Троице покланяемого Бога, возжегшего посреди нас немощных столь яркий светильник веры, мы, Ваши соработники и послушники, назидаемые Вашими словами и вдохновляемые Вашими делами, влекомые «силою свыше» (Лк. 24:49) и ободряемые упованием, устремляемся возделывать пажить своих душ, следуяевангельским заповедям. Мы устремляемся и в мир сей, дабы свидетельствовать ближним и дальним о Свете истинном, просвещающем всякого человека, приходящего в мир, о Свете, от полноты Которого все мы приняли благодать на благодать (Ин. 1:9, 16). И из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие Церковь Христова совершает дело этого свидетельства по примеру самовидцев Слова и многочисленного сонма угодивших Господу мужей и жен, среди коих мы духовными очами зрим святых Солунских братьев Мефодия и Кирилла — Вашего небесного покровителя, которому Вы ревностно стремитесь подражать. Особое значение ныне для нас имеет и подвиг выведшего Русь из страны тьмы и сени смертной (Иов. 10:21) равноапостольного великого князя Владимира, тысячелетие преставления которого мы торжественно отмечаем в этом году.

Ваше Святейшество, под Вашим Патриаршим омофором Русская Православная Церковь, Богу содействующу, всемерно развивает свое служение на широких просторах своей канонической территории, объемля пастырской заботой, как верных чад Христовых, так и тех, кто ещё блуждает во мраке неведения вне ее спасительной ограды. Сегодня Вашим попечением усиливается миссионерское и просветительское, катехизическое и образовательное, благотворительное и молодежное направления церковной работы, открываются храмы и монастыри, укрепляются духовные связи между православными народами, утверждается единство Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Особо хотелось бы отметить Вашу неустанную заботу о своей пастве на земле Украинской, о примирении враждующих, исцелении страждущих и утешении скорбящих.

Предстательством Заступницы усердной рода христианского, по молитвам равноапостольных Кирилла, Мефодия и крестителя Руси великого князя Владимира да обновит дивный во святых Своих Человеколюбец Господь Ваши душевные и телесные силы для дальнейшего плодоносного делания в Его Винограднике и да умножит дары везде сущего и вся исполняющего Утешителя Духа. Многая и благая Вам лета!

Члены Священного Синода Русской Православной Церкви


http://www.patriarchia.ru/db/text/4093373.html 

Житие святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни.

Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Состоя на военной службе, святой Мефодий правил в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, по-видимому, в болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку. Прожив там около 10 лет, святой Мефодий принял затем монашество в одном из монастырей на горе Олимп.

Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего Патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, а за свой ум и выдающиеся познания святой Константин получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем Патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему, святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября). Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение. На пути домой братья снова посетили Корсунь и, взяв там мощи святого Климента, вернулись в Константинополь. Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий получил игуменство в небольшом монастыре Полихрон, недалеко от горы Олимп, где он подвизался прежде.

Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.

После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев, утверждая, что Богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском. Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки..». Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. Святые братья были призваны в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Узнав о том, что святые братья несут особой святые мощи, папа Адриан с клиром вышел им навстречу. Святые братья были встречены с почетом, папа Римский утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это снова вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. В третий раз немецкие епископы воздвигли гонение на святителя за непринятие римского учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына. Святитель Мефодий был вызван в Рим, но оправдался перед папой, сохранив в чистоте Православное учение, и был снова возвращен в столицу Моравии – Велеград.

Здесь в последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.
http://www.pravoslavie.ru/put/30522.htm