День Нерукотворного Образа Спасителя
29 АВГУСТА
День Нерукотворного
Образа Спасителя
(944)
В этот день установлена память перенесения из Едессы в Константинополь Убруса — Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, бывшее в 944 году.
У этого Образа особенная история. Во времена проповеди Спасителя князь сирийского города Едессы по имени Авгарь был поражён проказой. Узнав о чудесах, творимых Господом, он уверовал в Него и послал в Иудею живописца с наказом написать портрет Христа. Также он написал к Нему письмо с просьбой об исцелении.
Живописец, добравшись до иудеи, безуспешно пытался запечатлеть образ Христа, поскольку одухотворённое лицо Спасителя как бы всё время неуловимо изменялось. Спаситель Сам подозвал его, назвав по имени, и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать своего ученика для исцеления от проказы и для наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и там отпечатлелся Его Божественный Лик.
Анания принёс Убрус и письмо Спасителя в Едессу. Князь Авгарь с благоговением принял святыню и получил исцеление. Лишь малая часть следов болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол от 70-ти святой Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.
В 944 году, когда город уже был под властью мусульман, император Константин Багрянородный выкупил у эмира города Святой Убрус, который вместе с письмом, написанным Авгарем, был торжественно перенесён в Константинополь.
Этот день в народе назывался Ореховым Спасом, поскольку в этот день было принято приносить и освящать новый урожай орехов.
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!
Нерукотворному Образу Господа нашего Иисуса Христа
Тропарь, глас 2:
Пречистому Твоему Образу покланяемся, Благий,/ просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже:/ волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/ да избавиши яже создал еси от работы вражия./ Тем благодарственно вопием Ти:/ радости исполнил еси вся, Спасе наш,// пришедый спасти мир.
Кондак, глас 2:
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения,/ неописанное Слово Отчее,/ и Образ неписанный, и богописанный победителен,/ ведуще неложнаго Твоего воплощения,// почитаем, того лобызающе.