«Христос Воскресе!» Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Опубликовано Монастырь в

Пасха Христова — праздник праздников. Ра­дуется и торжествует весь христианский мир: праведник и грешник, постившийся и не пос­тившийся, первый и последний, и нет челове­ка, который не находил бы утешения в торжес­тве праздника!

Ибо воскрес Христос — и попрана смерть и мы радостно вопрошаем: «Где твое,смерти, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55).

Если бы не было воскресения Христова, тщетна была бы наша вера, потому что после грехопадения Адама и Евы проклята была земля, с грехом вошла в их жизнь смерть, закрылись врата рая и души всех умерших — праведников и грешников, по смерти, сходили в ад. И чтобы искупить вину человеческую, Иисус Христос должен был родиться, проповедовать, страдать и быть распятым на кресте. И крест Его в самом центре земли, на том месте, где по преданию была могила Адама. Первый Адам потерял рай, общение с Богом, с первым Адамом пришла смерть; второй Адам — Христос принес спасение, взял на себя все грехи рода человеческого и примирил Бога Отца и человечество, всех нас. И дал нам веру и покаяние. Открылись врата рая для праведников и «пленен был, поруган, низложен ад» (Святитель Иоанн Златоуст).

Христос умер за нас, чтобы нас оживить.Христос воскрес, чтобы нас воскре­сить в день Всеобщего Воскресения.

Многие спрашивают: разве не мог Господь иным способом спасти человечество, что пос­лал на смерть Своего Сына?

На этот вопрос ответим примером. Пред­ставьте: идет по реке корабль. На нем царь в дорогом облачении, придворные, слуги. И ви­дят — бежит по берегу реки сын государя, провожает его, машет рукой, вдруг оступился и упал с обрыва, и стал тонуть. Что делает госу­дарь? Ждет ли он, когда его слуги спасут сына? Нет, он бросается в воду сам, забыв о своем величии, облачении, слугах. Отцовская любовь движет им. Так и Господь, так возлюбил нас, что пришел Сам спасти нас от наших грехов.

И люди святые, проводившие чистую, пра­ведную жизнь, наследуют обители рая; иные пусть помнят — второго искупления наших грехов не будет. Для того нам и дана земная жизнь, чтобы подготовиться к вечной жизни; что посеем в этой жизни, то и пожнем в иной: посеем пшеницу — пожнем небесную радость, посеем полынь — пожнем вечную горечь.

Есть такое поверие в народе: кто умрет на Пасху, якобы попадает в рай. У одной женщи­ны умер муж. Она и говорит: «Вот счастливый, всю жизнь блудил, пьянствовал, скверносло­вил и умер на Пасху, попал в рай, потому что на Пасху врата рая открыты». Да, врата рая открыты, но не для всех, а для праведников. Ни один блудник, пьяница, матерщинник, умер­ший без покаяния, в рай не попадет, потому что в Царство Небесное ничто нечистое не войдет.

Сын Божий сошел с небес для спасения грешных и многого от нас не требует, а только искреннего покаяния, как Сам Господь говорит в Святом Писании: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Кончился Великий Пост. «Время поста — есть время обучения к подвигу, — пишет епископ Феофан, — а теперь началось время самого подвига. А мы попостимся немного и думаем, что тем все сделали, все искупили и позволение получили жить по своей воле весь год. На деле же, когда говели мы и постились, еще ничего не делали, а только готовились делать. Когда пост проводим — говеем и исповедуемся, только познаем свои грехи и страсти и полагаем намерение искоренить их, а к самому искоренению надо приступить особенным новым трудом, к которому и предлежит нам теперь время благоприятное».

К этому, новому труду и призывает нас на пасхальной заутрени Господь и Святая Цер­ковь: «Друг друга объимем; рцем: братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресени­ем». Христосование на пасхальной заутрени — апостольский обычай. Как жены — мироносицы, делясь радостной вестью между собой, бежали от гроба Господня к ученикам, говоря: «Хрис­тос Воскресе!», так и мы передаем друг другу эту радость, христосуясь в знак любви и при­мирения, ибо Господь примирил нас с Богом Отцом и друг с другом. И в это время надо подойти сначала не к другу, а к врагу, недобро­желателю, обнять его, поцеловать от всей души и прекратить навсегда распри и вражду, как это делают совершенные люди.

Чтобы снизошла к нам любовь Божествен­ная, надо постоянно молиться, каяться и лю­бовь потоком заполнит душу и тогда все смо­жем, для всех хватит любви. Как преподобный Серафим Саровский — у него такая была ко всем любовь, каждому при встрече говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!», на душе у него всегда была Пасха. Такова совершенная любовь. И надо стараться стяжать ее, чтобы быть единой семьей со Христом и здесь на земле, и на небе с ангелами и святыми.

Слово «Пасха» означает прехождение, пере­ход со Христом от смерти к вечной блаженной жизни, избавление от рабства диавола и греха.Знамение воскресения видим мы в при­роде, где после «смерти» — зимы, наступает весна. Символ жизни и воскресения — яйцо, где под мертвой скорлупой, как во гробе, теплится жизнь. Красным пасхальным яйцом привет­ствуют в пасхальные дни христиане друг друга.

Есть такое предание на Святой Земле: святая равноапостольная Мария Магдалина обошла много стран с проповедью Евангелия. Она пришла
ко двору императора Тиверия, где ее знали по прежней богатой жизни, и свободно пропустили к императору. По древнему обычаю она принесла ему в дар яйцо, в те времена этот дар считался даром самых бедных людей, этим она показала, что все отдала Господу и ради него обнищала, но обогатилась верой и любовью и ради этой веры пришла во дворец императора. Святая Мария Магдалина принесла императору весть о Воскресшем и протягивая белое яйцо сказала: «Христос Воскресе!» — «Не верю, — ответил император, — это невозможно точно так же, как не может белое яйцо в твоей руке стать красным». И только он это произнес, белое яйцо в руке святой сделалось ярко-красным…

Это чудо сродни ежегодному чуду, что сверша­ется в Иерусалимском храме Воскресения Гос­подня в страстную субботу. В 2 часа дня Иерусалимский Патриарх входит в Кувуклию, ко Гробу Господню и получает благодатный огонь. Небесный огонь сходит на Гроб Господень искрами и разливается бледно-голубым светом. Патриарх зажигает от него 33 свечи, по числу лет земной жизни Господа, и подает благодатную искру Божию через оконце в храм. Через минуту весь многотысячный храм в огне, что не жжет, но дает благодать.

Природа радуется в этот день — солнышко играет на Пасху. И никто не плачет о грехах своих. Отменены в храме земные поклоны,, потому что пасхальная радость предизображает райскую радость, где все печали и скорби исчезнут навсегда. Пасха — торжество торжеств и всю седмицу нет чтения в храме, а только песнопения. Поет душа, сорадуются живые и мертвые, и нет мертвых, но все живые.

В старину празднование Пасхи сопровожда­лось иллюминацией и фейерверками, везде горели огни, на площадях и погостах жгли смоляные бочки; из клеток выпускали птиц, из тюрем — заключенных, рабам давали свободу, должникам прощались долги…

А мы должны продолжать дело Христово — дело собственного духовного воскресения: бороться со своими грехами, обновляться душой, чтоб избавиться от смерти духовной, сподобиться блаженного воскресения и стать причастниками вечной жизни.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
1993 г.