Пасхальное послание митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа клиру, боголюбивой пастве и всем верным чадам Иваново-Вознесенской епархии Русской Православной Церкви
Возлюбленные пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Христос Воскресе!
Сегодня Церковь от лица каждого из нас торжественно воспевает: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера, Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем». Накануне, в Великую субботу все мы переживали пребывание нашего Спасителя во гробе, сегодня православные христиане воскресают вместе с Ним для того, чтобы прославиться в Царстве Небесном.
Но, может быть, здесь имеет место метафора, некий поэтический прием? Можно ли в действительности воскреснуть вместе со Христом? Ощущаем ли мы в себе это собственное воскресение?
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Господь Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил». То есть именно грех порождает настоящую, духовную смерть, обрекает грешника на физические и нравственные страдания.
Апостол Павел восклицает: «Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 11). То есть, ключевым для нашего воскресения оказывается таинство покаяния. Причем речь идет не просто об очередном, привычном перечислении своих согрешений на исповеди.
Подлинное покаяние, по-гречески — метанойя, есть изменение самого взгляда на мир и себя. Оно невозможно без стяжания Святого Духа, посланного Богом в глубину человеческого сердца и открывающегося там (Гал. 4, 6). Апостол Павел пишет, что люди, водимые таким Духом, усыновляются Богу и являются сонаследниками Христу (Рим. 8, 14 — 17).
К сожалению, причащение, также как и покаяние, оказывается для многих из нас некоей повседневностью, привычным делом. Но послушаем, как преподобный Симеон Новый Богослов воспринимал Причастие: «Ты, Господи, даровал мне, чтобы эта тленная храмина — моя человеческая плоть — соединилась бы с Твоей Пресвятой Плотью, и чтобы моя кровь смешалась бы с Твоей; и отныне я член Твоего Тела. Одновременно боясь и стыдясь себя, я поклоняюсь Тебе и страшусь Тебя, и не знаю, куда мне девать, для чего употребить мне эти новые члены». То есть этот великий подвижник, причащаясь, понимает, что его тело теперь не принадлежит ему, оно – Христово. Сам же он изменился, стал совершенно иным, новым человеком. И, соответственно, жизнь теперь нужно проводить тоже во Христе, творя все по евангельским заповедям.