Связь времен. Святой блаженный Алексий Елнатский
Алексей Иванович Ворошин принадлежит к тому сословию подвижников духа, которые определяли настоящее и прозревали будущее России в тяжелейшие 20-е и 30-е годы XX века, когда вера народа подверглась испытанию, а впереди ждали ужасы войны в 40-е как Божие наказание за вероотступничество. Он, как светильник в евангельской притче, который не может быть сокрытым, был поставлен Богом на высокое место, чтобы светить всем.
Мы имеем многочисленные подтверждения Божией милости к нам по молитвам святого блаженного Алексия. Он притягивает к себе верующих какой-то неизъяснимой близостью при обращении к нему. Сколько опасных и даже смертельно опасных случаев было при строительстве зданий монастыря, сколько болезней и искушений! И всё завершалось благополучно благодаря заступничеству нашего небесного покровителя. Мы получаем помощь наших святых и часто не замечаем этого, но те, кто замечает, благодарят Бога и блаженного Алексея за его молитвы.
Архимандрит Никифор (Микула), ныне духовник и иконописец монастыря, в 80-е годы служил алтарником в селе Жарки и был свидетелем обретения мощей блаженного Алексия. Он вспоминает: «Когда мощи доставали из могилы, было ощущение живого человека, находящегося рядом». Потом, уже в Иванове во Введенском храме, когда он писал образ блаженного на стене рядом с ракой, где покоятся его мощи, отец Никифор молился и чувствовал его помощь. Образ получился живым и поразительно схожим с прижизненной фотографией святого.
Елена Павловна Антаринова, молодой специалист, только что окончившая архитектурный институт, работала по благословению о. Амвросия над проектом и строительством монастырских корпусов и колокольни. Время было горячее, нужно было не только руководить стройкой и доставать материалы, но и контролировать встраивание новых зданий в действующие коммуникации города. Однажды, неосторожно открыв кран отопления с горячей водой, вырвавшимся оттуда горячим паром она ошпарила себе руку. Было больно, жгло, но лечить некогда, думала: само пройдет. Однако образовалась мокнущая незаживающая рана, становилось хуже. Елена Павловна со своей обычной горячностью подошла к мощам блаженного Алексия, поклонилась и попросила: «Святой Алексий, ты сам страдал от обожженных ран, помоги мне, рука болит!» – и побежала дальше работать. Лишь через некоторое время вспомнила о болячке, посмотрела, а на руке даже и следа не осталось от нее. И в душе появилось ясное сознание: «Блаженный Алексий мне помог!»
Татьяна Сергеевна Репина – внучатая племянница блаженного Алексея в четвертом поколении. Так сложилась ее жизнь, что в тяжелые постсоветские годы она оказалась без работы одна с маленьким сыном на руках. А сына она назвала Алексеем в честь блаженного. Положение было тяжелое, не знала, что предпринять. Тогда обратилась она с молитвой к Алексею Ивановичу о помощи. Чудо совершилось в кратчайший срок: добрые незнакомые люди прислали через интернет значительную сумму денег в качестве пожертвований нуждающимся. Случай был необычный и радостный. Она и родные поняли, что помощь пришла по молитвам их небесного покровителя, блаженного Алексия.
Как-то я, монахиня Афанасия (Васильева), задержалась после службы в храме. Сама не зная, почему, остановилась у мощей блаженного Алексия. С другой стороны в эту же самую минуту подошла женщина и попросила открыть мощи, чтобы приложиться.
– Почему Вы хотите приложиться к открытым мощам?
– Я приехала, – ответила она, – специально к блаженному. Я его родственница.
Надежда Ивановна Петрина любит приезжать сюда одна, незаметно, так как чувствует духовную связь со своим святым предком, его помощь и поддержку. По его молитвам у Надежды Ивановны все складывается в жизни хорошо. Дети взрослые, самостоятельные. Сама она вдова, живет уединенно, знает только работу, дом да храм. Так Господь устроил, что не любит она ни праздных застолий, ни пространных разговоров. Она довольна тем, что имеет. Такой здоровый склад души дается не каждому в современном мире. Блаженный Алексий в одно время соединил нас, двух незнакомых людей, чтобы показать свое участие в жизни тех, кто к нему обращается.
Алевтина Алексеевна Доброхотова – внучка Анны Ивановны, сестры блаженного Алексия. Ей выпала на долю не очень гладкая судьба. Сын с семьей оказался за границей – в Молдавии, и не могут они видеться. А тут и муж заболел. Врачи предсказывали ему скорую смерть, но молилась Алевтина Алексеевна, и Господь сохранил жизнь мужу ещё на два года. А однажды она получила и конкретные знаки, что Господь её слышит. Ночью молилась Богу, чтобы он укрепил её веру. Вдруг стекла в окнах задрожали. Потом был другой знак, уже на следующий день как бы во сне, кто-то ей сказал: «Закрывай стекла!». А на третий день, тоже как бы засыпая, она услышала густой мужской голос: «Хво-о-рь…». Потом созрела мысль: а может, это ее блаженный Алексий предупреждал? Вскоре она, действительно, захворала: руку сломала и плечо болело очень долго, может, из-за сквозняка сквозь стекла или время подошло поболеть, но это предупреждение она получила заранее и запомнила, как нечто необычное. После смерти мужа лежала Алевтина, пережила два инсульта, ослабла, не могла говорить, не держалась на ногах. Опять просила помощи у своего святого предка, и болезнь отступила. Стала понемногу вставать на ноги, возвратилась речь.
Схимонахиня Феодосия (Примак) ходила в храм с двенадцати лет. Родилась она в Чернигове. В советское время, как только храмы начали открываться, она стала бывать там постоянно. Однажды у нее зародилась в душе мысль: «Вот мы прикладываемся к мощам, к иконам, а слышат ли они нас, святые?!» Как-то в храме вглядывалась она пристально в образы Спасителя и великомученицы Варвары. Они были очень красивые. И видела она сон, будто с иконы сходит к ней живая великомученица Варвара, держит в руках три свертка. Один развернула и дает ей прекрасное платье, а в кулечке – бисер.
– Ты вышей воротничок и манжеты бисером!
Потом дает туфли, тоже очень красивые. Стала девушка туфли примерять, а святая Варвара ушла. Жаль ей стало, что ушла, стала она ее звать – святая вернулась. Обрадовалась девушка и говорит:
– Я хочу спросить: когда мы к иконам, мощам и святыням прикладываемся и просим что-то, вы нас слышите?
– И слышим, и видим, и знаем, кто с каким чувством подходит… – отвечала святая Варвара.
В 90-е годы матушка Феодосия несла послушание алтарницы и ухаживала за мощами святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия. Однажды она задержалась в пономарке, а когда вышла и собиралась уходить, увидела перед мощами четырех паломников. Три женщины одинакового роста и примерно одного среднего возраста и с ними мужчина подошли к ней и попросили открыть мощи, чтобы к ним приложиться.
– Вам повезло, что я еще не ушла и могу открыть раку, – сказала матушка Феодосия.
– Мы всю дорогу ехали и молились, чтобы нам приложиться!
Паломники приложились сначала к главе епископа Василия, потом перешли к блаженному Алексию. Бросалось в глаза, как они усердно бьют поклоны и молятся со слезами. Матушка Феодосия положила руку на раку от усталости и смотрела на них. Вдруг ее руку будто подбросило, и сама собою открылась крышка раки, причем не окошечко, где глава покоится, а полностью крышка, которая была на защелке. Этот факт поразил матушку. Она поняла, что перед ней люди необычные… Они благоговейно приложились к деревянному краю раки.
– Вы видите, что перед вами полностью открылись мощи. Прикладывайтесь к ножкам и к главе, – сказала матушка.
Только после ее благословения они приложились к мощам.
– Откуда вы приехали?
– Издалека.
– Куда вы едете?
– Далеко.
Больше матушка Феодосия их не видела.
Мы можем не ощущать Божественную помощь в своей жизни по молитвам святых, но обращаться к ним нужно всегда и не сомневаться в результатах.
Эконом монастыря монахиня Дорофея (Переверзева) несла послушание на кухне, еще не была пострижена в мантию и по привычке стояла в храме не вместе с инокинями и монахинями, а в конце храма, у дверей. Она любила молиться епископу Василию Кинешемскому, чувствовала с ним духовную связь, со своими маленькими просьбами обращалась к нему и получала просимое. Матушка Феодосия подсказала, что нужно молиться и блаженному Алексию. По послушанию Дорофея стала подходить и к мощам блаженного, хотя, по ее словам, ничего не чувствовала.
Была у нее одна тайная мечта, с которой она ни с кем не делилась, – побывать в Дивееве у преподобного Серафима Саровского. Подходила ко всем иконам в храме, ко всем святыням, к мощам, просила у Бога, Матери Божией, у святых – может быть, когда-нибудь эта мечта сбудется. Однажды во время работы на кухне к ней подошла старшая сестра и сказала: «Собирайся быстрее, едешь в Дивеево!» Она не поверила своим ушам: какое Дивеево! Работы – море, два автобуса паломников стоят во дворе, нет, не может быть. «Иди, собирайся быстрее!» – повторила сестра. Действительно, она попала в Дивеево. А мечта ее исполнилась в праздник памяти блаженного Алексия – 25 сентября.
Монахиня Сергия (Фандыра) несколько раз получала легкие сотрясения мозга от удара о разные поверхности, и при недомогании шла прикладываться к мощам блаженного Алексия. Помощь приходила стремительно, сразу становилось легче.
Другой случай рассказала монахиня Елисея (Свидерская). Будучи еще в миру духовным чадом о. Амвросия, она в 90-е годы переехала вместе с маленьким сыном Андреем из Одессы в Иваново. На первых порах поселились они в монастырской гостинице. Кормили в монастыре скудно, своих денег хватило только на переезд, и приуныла молодая мама: ребенка кормить получше надо, а где взять деньги? Пошла к блаженному Алексию помолиться. Прочитала у мощей акафист, тропарь, попросила его о помощи. И каково было ее удивление, когда в кратчайший срок, чуть ли не через день, вдруг приходит ей в Иваново посылка от подруги, полная всяких хороших продуктов! Эта радость и благодарность блаженному Алексею сохранились в ее душе.
О быстрой помощи блаженного вспоминает и монахиня Ювеналия (Морозова). Раньше, когда она жила на Покровском подворье монастыря, то ездила на православные выставки-ярмарки в Москву и брала с собой икону блаженного Алексия с частицей мощей. Инокиня Наталья (Соколенко), сшила для иконы дорожный мешочек с крестом, и так она путешествовала вместе с иеромонахом Алексеем (Лоза) и сестрами на все выставки-ярмарки. А в тот раз матушка Ювеналия возвращалась одна с сумкой и иконой. На автовокзале в Иванове оказалась уже около двенадцати часов ночи. Её должны были встретить, а никого не было. Стоят только частные перевозчики, которые требуют такую сумму за проезд, что почти все деньги, вырученные на ярмарке, уйдут на дорогу до подворья. Стоит и не знает, как быть. И тут пришла на сердце слезная молитва к блаженному Алексию, чья икона была у нее в руках: «Блаженный Алексий, помоги! Что делать? Стою одна, куда обратиться!» И каково было ее радостное удивление, когда через несколько минут к ней подъезжает на своей старенькой машине иеродиакон Покровского подворья Никон (Галкин). Это быстрое появление отца Никона, конечно, расценила матушка Ювеналия как ответ блаженного на ее отчаянную просьбу.
На глазах старшей церковницы монахини Ники (Дрок) в храм привели одного болящего мужчину: его всего трясло, руки выкручивало, он рычал. Пришлось его силой подводить к мощам блаженного Алексия. Мужчины с усилием нагнули его голову, чтобы приложить к главе блаженного. После этого он затих, успокоился. Позднее он приезжал самостоятельно и без посторонней помощи прикладывался к блаженному.
– А иногда мощи просто сильно благоухают, – говорит она.
О благоухании мощей по временам говорили и другие сестры.
Монахиня Митрофания (Спащанская) была в миру хорошим специалистом – штукатуром-отделочником. Приходилось ей много работать и по отделке монастырских помещений, по ремонту и реставрации. От перегрузок как-то разболелась и даже распухла правая рабочая рука. Она молилась блаженному Алексию, часто прикладывалась к его мощам, ездила на источник Боголюбской Божией Матери, что в Иванове, и рука быстро зажила, хотя работать приходилось без перерыва.
Регент монахиня Варсонофия (Чиботару) чувствует особое теплое отношение к блаженному Алексею. Она окончила консерваторию в г. Кишиневе и приехала во Введенский монастырь в Иваново. Здесь, получив клиросное послушание, она приноравливала свои классические знания к особенностям духовного пения, сопоставляла формулы музыкальной гармонии с обиходом клиросных песнопений. В уме проходил довольно сложный процесс познания, с учетом языковых трудностей все давалось нелегко. Когда она обращалась с молитвой к блаженному, то становилось тепло на душе, чувствовала отзыв блаженного, умиление от Божественного покоя… Ведь блаженный Алексий был простым и понятным человеком! В простоте люди быстрее приходят к вере. Может быть, рассказывала она, благодаря Блаженному Алексию она начала петь на клиросе и регентовать.
Мы продолжаем собирать факты участия святых новомучеников в нашей современной жизни и призываем поделиться такими примерами для славы Божией и укрепления веры людей.