«Во славе преобразился еси» архимандрит Амвросий (Юрасов)
Преображение Господа Нашего Иисуса Христа — это явление ученикам Христовым Божественной природы их Учителя. «Сыном человеческим» часто называл Себя Христос, говоря тем самым, что и нам — простым людям по силам жить так, как жил Он на земле: всем нести мир и любовь, смиряться и не грешить. Но Христос — это Богочеловек. Слава Божества Его часто была скрыта от ближних. В день Преображения она была явлена в полной мере. На горе Фавор отверзлись духовные очи апостолов — Петра, Иакова, Иоанна и увидели они, что лицо Иисуса Христа просияло как солнце, а одежды Его сделались белыми как свет, и видели они Учителя Своего беседующего с ветхозаветными пророками — Моисеем и Илией; и слышали глас с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 17,5)…
На горе Фавор, что на Святой Земле, на самой вершине стоит храм Преображения Господня, в алтаре, под престолом — камень, на котором 2000 лет назад преобразился Христос… Удивительны эти места, удивительна и сама гора: посреди долины — царственная перевернутая чаша, покрытая лесами. Растет здесь Фаворский дуб — единственный в своем роде: желуди на нем крупные, а листочки мелкие, не более 2-3 сантиметров… Удивительны тишина и покой на вершине этой горы! Каждый, кто бывает там, невольно повторяет слова апостола Петра: «Хорошо нам здесь быть! Сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда нас Господь сподобил побывать на этой святой горе, было в нашей группе 23 человека, захотелось и нам поставить 23 кущи — палатки и быть там… В храме Преображения Господня есть чудотворная икона Божией Матери — Акафистная. То, что она чудотворная, подтверждает сертификат, удостоверение, свидетельствующее об исцелениях. Но не документ убедил нас в благодатном ее действии, а собственный опыт. Помазались мы маслом лампадным от иконы и получили облегчение — усталость и тяжесть в ногах пропала, а одна из паломниц полностью исцелилась от болезни ног…
Праздник Преображения — это не дань историческому событию, которое было 2000 лет назад, это напоминание нам — ныне живущим -о нашем преображении, внутреннем изменении. С чего начинается преображение? Оно может начаться со смирения, когда мы Господа примем всей душой, когда будем постоянно ходить в церковь, каяться, очищать душу от грехов, причащаться, молиться; когда будем стараться искоренять из себя все пороки и страсти. Тогда душа наша начнет преображаться и этому преображению не будет конца. Господь сказал: «Будьте святы, как Отец Мой свят есть; будьте совершенны, как Отец Мой совершен есть». Но многие думают: куда нам до совершенства, уж больно мы грешные, Господь нас не простит, безполезно молиться, лучше будем жить так, как жили. Но эти мысли не наши, не Божьи, это мысли врага нашего спасения. Он обычно внушает перед грехом, что ничего страшного в этом грехе нет, все так живут, что Бог милостив, а после греха говорит — Бог жесток, Он не простит, нечего и каяться… Но нет такого греха, который бы не простил Господь, если человек чистосердечно признается и исправится. Многие люди не знали закона Божия и грешили по неведению, следуя законам мира. И те, кто начинает жить по иному, каются, исполняют заповеди Божии, чувствуют внутреннее преображение, как из грешных людей, очищаясь, они становятся другими — добрыми, светлыми, святыми… Есть и другая крайность: некоторые считают: я — человек неплохой, крещеный, в церковь иногда захожу, бывает и свечку поставлю, Бог меня любит, зачем мне преображаться?
Преображаться нужно всем, у кого на первом месте не спасение души, а жизнь плоти, для кого главное — блага земные, кто не предался всецело в руки Божии, не живет по воле Божией.
Сегодня православная Церковь освящает плоды земли — яблоки, виноград; обычай этот древний, идет из ветхозаветной церкви, и говорит о том, что и мы должны уподобляться плодоносящим древам, давать обильный урожай духовный и посвящать свои жизни Господу, подобно тому, как первые люди приносили начатки всех плодов земли в жертву Богу. Сам Спаситель сравнивает истинных учеников Своих с плодоносящими лозами виноградными, иных же — с безплодными смоковницами. В наших краях виноград редок, срединная Россия всегда славилась яблоками, потому и называют в народе праздник Преображения Господня — Яблочный Спас. Сочное, спелое яблоко освящается, окропляется святой водой, оно уже преобразилось — налилось силой, наполнилось ароматом, созрело… Предстоит созреть и нам, преобразиться, приготовиться, чтобы стать достойными Царствия Небесного, где одесную Бога Отца восседает Господь Наш Иисус Христос, показавший славу Свою на горе Фаворской…