О поминовении усопших, Казанской иконе Божией Матери и семи нечистых духах
У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Накануне Димитриевской родительской субботы инокиня Фотиния встретилась с воспитанниками детского дома «Ровесник». Первая часть занятия была посвящена поминовению усопших, инокиня Фотиния рассказала, что среди прочих родительских суббот, а их в году семь, выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан: Мясопустная и Троицкая, остальные родительсике субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.
Дети вспомнили и вместе с инокиней Фотинией и помолились о упокоении своих почивших родственников и близких: бабушек, дедушек, а кто-то и родителей. Помянули и общих знакомых, которые уже отошли ко Господу: насельниц монастыря монахиню Зосиму (Борисевич) – золотошвейную мастерицу Введенской обители, которая очень любила принимать детей в мастерской и рассказывать маленьким гостям об искусстве вышивания золотом. Вспомнили монахиню Варвару (Прошунину) – пожилую церковницу, которая всегда угощала сирот лакомствами, а также раба Божиего Ванечку – мальчика — инвалида, которого дети неоднократно посещали и стали близкими друзьями.
Все дети написали записки о упокоении своих близких и через инокиню Фотинию передали их для поминовения за Проскомидией и панихидой.
Вторую часть занятия посвятили приближающемуся празднику – дню памяти самой почитаемой иконы Пресвятой Богородицы в России, именуемой «Казанская». Инокиня Фотиния рассказала, что образ этот был обретен в Казани 21 июля 1579 г. Девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
Праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября отмечается в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Тогда враги захватили Москву. В русское войско был прислан этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и солдаты три дня молились Господу и Его Пречистой Матери, прося помощи. И молитва была услышана: 4 ноября 1612 года Москва была окончательно освобождена от врагов.
Третью часть занятия инокиня Фотиния побеседовала с детьми о поучении архимандрита Иоанна Крестьянкина о семи нечистых духах.
«Хорошо известна и обширно применяется притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека, — пишет архимандрит Иоанн, — когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12, 43-45). Добавление Господа Иисуса Христа: Так будет и с этим злым родом — ясно показывает, что содержание притчи раскрывает прежде всего социально-историческую судьбу «рода лукавого и прелюбодейного», который «ищет знамения», ибо притча рассказывается Спасителем с намеком на этот «род».
Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются нередко с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть. Дальнейший смысл, кажется, в основном, понятен. Когда душа, по изгнании страсти, не умеет наполнить себя святым положительным содержанием, — нечистые духи помогают внедрить в нее гораздо более обильную насыщенную и интенсивно работающую страстность — семь злейших нечистых духов.
Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные».