День памяти блаженного Алексия Елнатского
25 сентября — день памяти святого блаженного Алексия Елнатского. Мощи святого с 1993 года находятся во Введенском женском монастыре г. Иваново. По традиции, в этот день по окончании Божественной литургии священнослужители совершают молебен с акафистом блаженному Алексию, а накануне праздника в обители совершается Всенощное бдение с литией.
Мученик Алексий родился в 1886 году в семье благочестивых крестьян Ивана и Евдокии Ворошиных в деревне Каурчиха Юрьевецкого уезда Костромской губернии (ныне Юрьевецкий район Ивановской области). Места эти известны тем, что здесь в XVI веке подвизался блаженный Симон Юрьевецкий. Усердная ли молитва Алексея к блаженному Симону, близость ли к месту подвигов его, но оказались сходны пути блаженного Симона и Алексея Ивановича.
После революции1917 года крестьяне избрали Алексея Ивановича председателем сельсовета, но и тогда не переменил он своих обычаев: по-прежнему много молился, посещал церковные службы и все сельские вопросы решал, не выходя из храма. Через год в село приехал другой председатель, назначенный властями, и Алексей Иванович, оставив почти всякое соприкосновение с миром, уединился в своей келье, целиком отдавшись подвигу поста и молитвы. Так прошло девять лет. В 1928 году он принял подвиг юродства. Теперь блаженный жил, где придется, одевался в лохмотья; никто не знал, где он ночует, и всегда его появление было для крестьян неожиданностью.
В самый разгар крестьянских работ вдруг начнет ходить по полям, меряя их палкой и мешая работе. Крестьяне смеялись над ним, но он не обращал внимания и измерял дальше. Прошел год, и на этих полях появился советский чиновник, который вел себя так, как показал блаженный.
Еще никто из крестьян не знал, что будут высылать, а блаженный уже ходил по селам и предупреждал тех, кто будет выслан: раздевшись донага, пришел он однажды к торговцам-сапожникам Александру Степановичу Таламанову и Дмитрию Ивановичу Солодову. Немного прошло времени, и имущество торговцев до последней ложки и исподнего белья было вывезено представителями власти. Раздетые стояли хозяева у своих домов, которые им теперь не принадлежали, не имея права ничего из них взять.
Бывало, приходил блаженный в какое-нибудь село, выбирал дом и начинал его мерить. Называл какую-то несуразную цифру, которая не подходила ни под какой размер. Крестьяне смотрят, смеются. Но со временем хозяина дома арестовывали и давали срок – столько лет, сколько назвал блаженный.
Приняв подвиг юродства, блаженный теперь молился стоя на паперти. Однажды во время службы он вошел в храм, – на голове шапка, в зубах папироса, — прошел по храму, заложив руки за спину, не обращая ни на кого внимания. Прошло время… храм закрыли, и по нему дерзко расхаживали рабочие в шапках, с папиросами в зубах. Дым и чад стояли в оскверненном храме – рабочие перестраивали его под клуб.
Ходил блаженный всегда в одном и том же длинном кафтане до колен, а если ему дарили какую одежду, он тут же ее отдавал. Несколько раз власти арестовывали Алексея Ивановича и направляли в костромскую психиатрическую больницу, но всякий раз врачи признавали его здоровым и отпускали. Задолго до массового закрытия и разрушения церквей блаженный Алексей многим говорил, что наступит время, когда в России почти все храмы будут закрыты, но Господь пошлет лютую кару, войну, и люди очнутся, и часть храмов снова будет открыта. Но тоже ненадолго: в 60-м году наступит новое гонение, снова будут закрывать храмы, и все истинно верующие понесут тогда много скорбей.
В мае 1937 года Алексея Ивановича арестовали и поместили в кинешемскую тюрьму в одну камеру с уголовниками. Блаженный молился теперь днем и ночью. Никто не знал, когда он спал и когда ел, скудный свой паек он почти весь отдавал сокамерникам. Обвинить его было не в чем, и следователи, чтобы он оговорил себя, прибегали к пыткам – ставили его босыми ногами на раскаленную плиту. Начальник тюрьмы пришел во время допроса поглядеть на блаженного.
– Все говорят, что ты святой, – сказал он, – ты что скажешь?
– Ну, какой я святой. Я грешный, убогий человек.
– Это правильно. У нас святых не сажают. Святые преступлений не совершают, а если посадили, так значит есть за что. Тебя за что посадили?
– Так Богу угодно, – кротко ответил блаженный.
Наступило молчание, которое сам же Алексей Иванович прервал:
– Что ты со мной говоришь, когда у тебя дома несчастье!
Начальник тюрьмы удивился, а когда пришел, увидел, что жена его повесилась.
Пробыв больше месяца в следственной камере, измученный пытками, блаженный Алексей попал в тюремную больницу и там скончался. Тело его на тринадцатый день было отдано родственникам и погребено на одном из кладбищ города Кинешмы.
25 сентября 1985 года по просьбе родственников, в связи с предстоящими строительными работами на месте старого кладбища, где был погребен блаженный, его честные останки были перенесены в храм села Жарки Юрьевецкого района. В настоящее время мощи мученика Алексия находятся во Введенском женском монастыре в городе Иваново.
Алексей Ворошин причислен к лику святых мучеников на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Память мученика Алексия совершается 12 сентября (обретение мощей), а также в дни празднования Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора Ивановских святых 7/ 20 июня.