Архимандрит Никифор (Микула) о грехе осуждения
Монахиня С.: Святитель Иоанн Златоуст говорил, что если бы мы даже не сделали никакого греха, то уже один грех осуждения мог бы свести нас в преисподнюю. Складывается ощущение, что болезнь осуждения настолько поразила всех, что дети осуждают своих родителей, граждане осуждают собственные власти, подчиненные начальников и начальники подчиненных. Вы, вероятно, на исповеди часто сталкиваетесь с этим человеческим пороком? Что бы Вы порекомендовали, как от этого уберечься?
Архимандрит Никифор (Микула): Осуждение от нелюбви происходит. Сказано: оскудеет когда любовь, приходит тогда зло в виде постоянного не самоосуждения, а осуждения других. Тогда разваливается душа, потому что, как ап. Иоанн Богослов говорит: «Не любяй брата своего в смерти пребывает» (1 Иоанн. 3:14), поэтому оскудение любви – это подобие смерти. Смерти всего живого и доброго. Человек скудеет в милости, добродетели, скудеет любовь к ближнему. Тогда происходит торжество возношения, гордости. Человек утверждается, поднимается на почве осуждения других. Тогда он в собственных глазах становится более великим, сравнивает себя с другими. Не с Богом, не с добродетелями, а с осуждением.
Ну а что советовать… чтобы советовать, нужно чтобы было пробуждение души, чтобы человек желал, хотел и видел хотя бы, что он находится в состоянии пагубном. Это дело труда. Если есть стремление и движение души есть к Богу, к добродетелям.
Пока боль не возникает в душе, боль от собственного беззакония, бесполезно и говорить, о чем-то увещевать человека, поэтому часто в жизни происходит: когда приходит беда, приходит скорбь, болезнь, человек начинает пробуждаться, ему уже не до других. Пришел страх смерти, краткости жизни, потери всего, тогда начинает замыкаться человек не на других, а на своих проблемах, тогда можно с ним о чем-то говорить еще, что-то советовать.