На родине блаженного Алексия Ёлнатского
Внучатые племянники блаженного Алексия в третьем, четвертом и пятом поколении |
25 сентября – день памяти святого блаженного Алексия Ёлнатского. Мощи святого покоятся в храме Введенского монастыря. Почти 80 лет прошло с момента его блаженной кончины, но стоит еще в деревеньке Каурцево, или Каурчиха, как привыкли говорить местные жители, Кинешемской области, Ёлнатского района опустевший дом, в котором родился Алексей Ворошин, четвертый ребенок Ивана Ефимовича и Евдокии Григорьевны Ворошиных. Как мы знаем, он в юности ушел в монастырь, но пробыл там недолго, вернулся в родительский дом. Здесь рядом с домом под раскидистой липой построили небольшую избушку, в которой он и подвизался в посте и молитве. Среди родственников, потомков его сестры Анны, сохранилась память, что у Алексея было много книг. Он читал их в тишине родного сада. А потом Господь призвал его на высший духовный подвиг – юродство и смерть за Христа. Теперь пребывает на небесах душа блаженного Алексия Ёлнатского.
Сегодня мы можем пройти теми тропами, по которым ходил блаженный по окрестным деревням, лугам и лесам, окунуться в прохладную чистую воду источника святого Симона Юрьевецкого, расположенного в полутора километрах от дома Ворошиных, у которого часто бывал и молился Алексей. Избушка блаженного не сохранилась, только остатки забора да бревен домика, а вот липа стоит до сих пор. Она насчитывает тринадцать стволов. Рядом – заброшенный огород с почти одичавшей яблоней, кустами смородины и ежевики. Дом стоит на пригорке, живописно спускающимся к заросшему ручью.
А в доме хранятся еще старые вещи, которыми, возможно, пользовался блаженный Алексей: коромысло, решето, стулья, сундук, шкаф. Дом разделен на сени и две комнаты. Насколько помнят родные, молодой Алексей жил в той комнате, в которой ныне уже провалился пол и обвалилась половина печи, но еще висит занавесочка у другой половины, чистая, как будто только повесили. На окнах занавески, в красном углу остатки простеньких старых икон, огарки свечей и остатки старинных кружев в другой комнате, где, сразу видно, проживала женщина. Обычный тихий деревенский быт, когда-то теплое, уютное гнездышко, которое взрастило святого Божьего человека. Память о нем создает здесь особую атмосферу, хранящую тайну духовной жизни.
Когда скончался блаженный Алексей в кинешемской тюрьме от допросов и пыток, тело его находилось на открытом воздухе десять дней в теплую сентябрьскую погоду, прежде чем его сестра Анна со своей старшей дочерью Татьяной приехали и забрали его, чтобы похоронить. Оно не издавало запаха тления. Похоронили его на кладбище в Кинешме, а затем перезахоронили рядом с храмом в деревне Жарки. Нетленные мощи святого подняли, сейчас они покоятся во Введенском монастыре в Иванове, а на месте могилки стоит крест.
Много в России мест, где пребывали святые подвижники и праведники: Оптина пустынь, Дивеево, Троице-Сергиева лавра… Но мы помним и почитаем, и живем, и дышим одним воздухом с нашими ближайшими соотечественниками-новомучениками, пронесшими свой крест с честью даже до смерти.