Ходить пред Богом…
27 марта исполняется 24 года со дня учреждения нашей обители — Введенского женского монастыря в г.Иванове. Для монастыря 24 года — небольшой срок, небольшой по времени опыт монашеской жизни и у сестер. Хотя многие из насельниц 10, 15, а то и 20 лет в постриге, но, по сути, мы все еще новоначальные. К новоначальным монахиням, инокиням и послушницам адресованы слова основателя и духовника обители – архимандрита Амвросия (Юрасова).
***
Наши монастыри — это сад Эдемский на земле, где каждый день служба идёт, и монашествующие каждый день на службе, утром и вечером, в течение дня, и Господь наполняет их души покоем, миром. Это эдемская полнота благодати. Она ждёт каждого, кто пришёл в монастырь не жить, а спасаться.
***
Те люди, которые пришли в обитель, чтобы жить, — они, как правило, чем-то недовольны: то пищей, то одеждой, то келией, то службой, — и уж всегда недовольны начальством. Ропщут они, всех осуждают… А те, которые пришли в монастырь, чтобы спасаться, — они благодарят Господа и за пищу, и за келию, и за одежду, и даже за начальство, — за всё благодарят Бога и всему радуются. И душа их наполняется миром, любовью и покоем — эдемской благодатью. Вот и преподобный Варсонофий, Оптинский старец, говорил, что самым лучшим, что ему пришлось испытать на земле (а он долго жил в миру и добился там известного мирского успеха), — самым лучшим была всё-таки монашеская жизнь.
***
Есть люди, которые хотели бы себя посвятить Богу, стать воинами Христовыми. Преподобный Нил говорит, мы уходим как бы в армию, воевать против сатаны. Конечно, тут все силы ада против тех людей, которые ушли в монастырь, восстанут. Воинам Христовым приходится многое терпеть. Как бывает на войне: воина ранили, забрали в плен, связали, но и, находясь в плену, он верен своему правителю, своему царю, не предает его. И хотя мы и попадаем в какой-то грех, сатана нас связывает, мы сопротивляемся, остаемся верными Господу и взываем: «Господи, помоги, Господи, прости».
***
Искушения обязательно должны быть. Если в реке движения нет, то вода в ней тухнет, зеленеет, зарастает травой, там заводятся лягушки. Вода с гор льется, водопад — она всегда свежая и очень целебная. Так было во все времена истории Церкви, во всех монастырях бывали те или иные искушения.
Надо себя настроить так, чтобы все принимать как от руки Божьей и ничем не возмущаться. Себе чаще говорить: это Бог попустил, значит так надо, все перетрется, Господь все это покроет, все пройдет, все встанет на свое место. И смотришь — все встало на место.
Господь сверх сил никому не попускает. Всем по силам. И надо научиться благодарить Бога за каждый день, прожитый в монастыре.
***
Помыслы бывают человеческие, ангельские, и демонические. Приготовить обед, келью убрать, к сестре сходить и помочь ей, если она больная — это человеческие помыслы. Ангельские — помолиться, потерпеть ближнего, покаяться во всех грехах, не раздражаться, не обижаться, всех и вся терпеть. Особенно, если кто-то нас обидел — надо первым попросить прощения, примириться. Это очень ценно.
И бесовские помыслы часты. Как узнать их? Пришел такой помысел — если принять его за истину, то тут же расстроишься, впадешь в уныние, в тоску или в раздражение.
***
Когда человек постоянно читает молитву Иисусову, то понимает, что Господь всегда рядом с ним. Любое искушение придет — он сразу вспоминает, что это воля Божья, значит, так надо. Все, что Господь ни делает — все на пользу. Если так себя настроить, то в душе будет мир.
***
Начало духовной жизни, сказано святыми отцами, – если человек увидит в своей душе бездну грехов. Видеть себя самым грешным человеком и считать себя хуже всякой твари — это нормальное состояние. Когда в тщеславии человек, в гордыне находится — это опасный путь. На себя не нужно надеяться, а только на Бога.
***
Надо себя приучить всегда ходить пред Богом. Не только непрестанно молитву читать, и читать, и читать, но еще есть такая молитва – благодарность Господу. Ходить пред Богом. Бывали такие святые люди, они приходили в храм, когда только открывали его. Такой человек весь день сидел в храме. Ему говорили: «Ну что ты весь день сидишь в храме? Не молишься, а просто сидишь?» «Да, — говорит, — Он на меня смотрит, а я на Него. И больше мне ничего не надо». Такой человек Бога всегда видит перед собою.
***
На протяжении жизни у любого человека бывают и падения, и восстания, и радости, и искушения, болезни всякие, порой даже операции делают, или где-то упал и разбил колено, или оглох, или зрение потерял – всех искушений не пересчитать. То же самое и в монастыре. Монастырь должен пройти это искушение. Идеальных монастырей, скорее всего, нет. Может, в древности были, когда Господь особую давал благодать, когда в египетском монастыре было до тысячи монахов, 500 из них прозорливых. Такая благодать уже людям не дается – последние времена, когда монахи спасаются скорбями, болезнями, всякого рода испытаниями и искушениями, когда бесы уныния приступают. Человек все должен пережить. Я думаю, если взять тысячу монастырей, одни и те же люди, одни и те же страсти, одни и те же бесы, одни и те же искушения.
***
Чтобы монастырь был сильным, между сестрами должна быть любовь. У первых христиан была «одна» душа, так и мы должны к этому стремиться. Монастырь — это одно тело: если страдает один член, с ним страдает и все тело. Потому нельзя смотреть за другими: вот, они только едят, спят, мало молятся, а я и тружусь и молюсь. Если только подумаешь так — все твои труды ничто. Любовь превыше всего. Господь попускает падения, и через это человек познает себя, свою немощь, кается и исправляется. Если видишь, что сестра согрешает, помолись за нее и про себя подумай, что она сегодня пала, а я, может быть, завтра впаду в этот грех.
***
Как спасаться монаху? Особое внимание обратить на свое поведение — поведение внутреннего человека. Одна подвижница прожила в пустыне 40 лет. День и ночь молилась, очень мало спала — по два часа, и то, сидя; постоянно поклоны, непрестанная молитва, труд. Ни с кем не разговаривала, только пребывала в молитве с Богом. И когда она вышла из пустыни, увидела одного святого старца, о котором много слышала. Старец спросил: «Где же ты, дорогая, была»? — «Я сорок лет была в пустыне, совершала подвиги и подвиги большие: раз в неделю вкушала пищу, непрестанно пребывала в молитве». И старец спрашивает ее: «А если тебя оскорбит ближний? Обидит? Отругает? Ты это примешь с радостью, как благоухание»? — «Нет, отче». — «Тогда все твои труды прошли впустую».