Человек и Бог. Изречения старца Иустина (Пырву)

Опубликовано Монастырь в

16 июня 2014 года исполняется год со дня кончины великого румынского духовника архимандрита Иустина (Пырву). Предлагаем изречения приснопамятного мудрого старца, собранные Адрианом Алуй Георге[1].
Человек
Человек есть – или должен быть! – наполовину любовь, наполовину борьба, жертва ради того, чтобы сохранить любовь неповрежденной, нетронутой злом.

Человек и урок любви к Богу
Человека нужно любить. Но чтобы его любить, его нужно понимать. Если ты видишь его упавшим там, ты обязательно должен подумать, что ему надо протянуть руку помощи. Любовь к ближнему – это урок любви к Богу. Если ты не любишь ближнего, не помогаешь ему, ты неспособен любить и Бога.
Человек и его ближний
Человек должен быть существом, чувствующим боль брата, ближнего, радость брата… Человек не эволюционирует в истории, он, кажется, деградирует. В начале начал человек утратил рай, но сохранил душу и стыд за свою наготу, за совершённый грех перед окружающими существами. Сохранив всё это, он сохранил и обетование вернуться в рай. Если же он утратит всё это, то навсегда утратит возможность вернуться в рай.
Человек вне Церкви
Человек человеку зверь, когда он выходит из-под крыла Церкви Человек человеку зверь, когда он выходит из-под крыла Церкви, когда забывает слово Божие, когда не руководствуется ни правилами человеческими, ни правилами Божиими, а лишь сиюминутными расчетами, которые подкидывает ему на ум диавол.
Человек во Христе
Тюрьмы научили нас одному: что во Христе мы все – одно! И уже неважно, интеллигент ли ты или простой человек…
Человек и благодать Божия
Святой Иоанн Кронштадтский говорит, что благодать Божия отождествляется с человеком, являющимся центром вселенной[2]. Вы можете себе представить это? Румынский народ является избранным именно потому, что Бог его любит, что Он индивидуализируется посредством его. Я смотрел вчера, на Крещение Господне, во время службы: какая красота была на улице! Падал снег, слова, казалось, материализуются в воздухе!.. То же самое и на Пасху, когда человек приходит «взять свет»[3]!.. Такое чувство, словно Бог время от времени приоткрывает нам всё самое лучшее, самое светлое, самое чистое, что имеется у Него на небе!.. Бог «избирает» тебя, но ты должен услышать Его зов, понять, уважить Кто понимает это, тот не может не быть «избранным». Каждый христианин может быть «избранным», если только приложит капельку старания. Старание это заключается в молитве и уважении ценностей. Бог «избирает» тебя, но ты должен услышать Его зов, понять, уважить. Человек же, как правило, верит лишь настолько, насколько понимает. За гранью же понимания человек уже не способен воспринимать, ибо Бог есть Вселенная. Гора Чахлэу, во все века скрывавшая от гонений румынских отшельников.
Человек и суд
Человек, поставленный в анормальную ситуацию, анормален и поэтому судит других вместо того, чтобы судить себя. Человек, поставленный в нормальную ситуацию, судит нормально, является нормальным и во всём смотрится на своем месте. Человек, поставленный в анормальную[4] ситуацию, думает анормально. Очень немногие из тех людей, которые находятся в анормальных ситуациях, реализуются в жизни. Немногие из них. В том котле, в котором варимся все мы, мало таких, кто поднимается вверх и спасается. Ситуация в том и состоит, чтобы это состояние ненормальности исчезло, чтобы человек больше не считал, что он живет в чрезвычайное время и нормальность ему не позволительна. Для этого необходим трезвенный ум, необходима рассудительность, необходим широкий кругозор. Человек, поставленный в анормальную ситуацию, анормален и поэтому судит других вместо того, чтобы судить себя.
Человек и «контексты»
Человек, дорогой мой, не изменился с самого сотворения мира и доныне, изменились лишь контексты, эволюционировали условия.
Человек живет «в двух мирах»
Человек живет в теле, но живет и на небесах. Поэтому у него есть ангельский образ, но есть и образ человеческий. Он живет в двух мирах одновременно. Ум на небесах, а тело на земле. И когда мы достигаем этого состояния, мы действительно в равной мере живем в настоящем, прошлом и будущем.
Человек и грехи времени
Человек пришел в мир чистым, удободвижным[5], веселым. Он сам утяжеляет свою жизнь, сам влезает в ярмо страстей, сам делается мрачным, и это потому, что больше не соотносит себя с Богом – он соотносит себя только с имуществом соседа, с немеряной роскошью, которую видел где-то.
Человек «истинный»
Истинный человек всей своей энергией, духовной в первую очередь, борется за то, чтобы упростить жизнь, чтобы понять то, чем он живет. Человек хочет и должен бороться за то, чтобы выйти из лабиринта, в который затягивает его диавол всеми своими соблазнами. Человек, делающий целью своей жизни накопление имущества и денег, – слабый человек, он жертва диавола. Стяжав богатства, он приобретает страх потерять их, становится не их хозяином, а бездумным стражем ложных сокровищ диавола. Вместо того чтобы хранить слово Господне, являющееся сутью жизни, он хранит фальшивые сокровища диавола и таким образом предает себя в его распоряжение.
Человек и «план другого»
Человек не живет изолированно, человек не живет один, он всегда живет в плане другого. С того момента, как мы утратили эту заповедь любви и взаимосвязанности друг с другом, мы более не христиане, мы нечто иное. Это состояние, не характерное для нас, румын.
Нынешний человек
Нынешний человек слишком полагается на мелочи и ерунду, он… не умеет выбирать Нынешний человек слишком полагается на мелочи и ерунду, он одержим множеством ложных идей и не умеет выбирать.
Человек «в» Боге
Бог создал человека по Своему образу и подобию, поэтому в каждом человеке обитает Бог. Молод он или стар, человек должен наводить чистоту внутри себя: человек никогда не знает, когда наступит конец… Человек и деньги
Мировые драмы разгораются не от борьбы идей, а от борьбы за деньги, за всё материальное. Человек, купленный за деньги, ничего не стоит, он утрачивает свою ценность и веру и становится подобен фальшивой монете. Человек под временами
Наш человек не доверяет вообще ничему из всего, что видит перед собой. Почему? Потому что он привык, что другой решает его судьбу, а не он сам, привык, что другой скажет ему, что ему делать, сколько работать, где. У человека больше нет своей жизни и глубины, у него нет своей молитвы, он отдалился от всего, что связано с его внутренней свободой.
Человек и его нужды
Бог в изобилии предоставил пищу и средства существования для всех людей, красоту и условия жизни. Бери из всего лишь столько, сколько тебе нужно, не бери больше, ибо ты обременишь себя без всякой пользы. Дикий зверь не ест больше, чем ему нужно, у него имеется нечто ограничивающее его биологически. Если бы волк начал есть больше, чем ему нужно, например, то он растолстел бы чрезмерно, и другие лесные звери, перестав его бояться, съели бы его. Так и человек, если обременяет себя чем-либо большим, чем ему нужно, то уже не может идти в ногу с ближними по пути, ведущему к спасению. На этом пути нужно быть удободвижным. Я не говорю, что человек должен прозябать в нищете, человек должен жить достойно, потому что таким его создал Бог, и Бог дал ему всё для этого, предоставил ему фрукты и всё имеющееся в райском саду.
Человек и ангел
Бог даровал человеку умиление, смирение, даровал трудности, чтобы он закалялся, познавал тайны жизни. Ангел помогает ему пройти через всё. Между человеком и ангелом должны установиться отношения, которые будут продолжаться до спасения души. Если отношения между человеком и ангелом обрываются, человек холодеет, ангел холодеет, диавол приходит и заполучает его без борьбы.
Человек и Бог
Чем лучше человек знает себя, тем лучше он знает Бога Чем лучше человек знает себя, тем лучше он знает Бога. Христос говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце!»[6] – и человек должен даровать Богу свою любовь искреннюю и незапятнанную; он не может даровать Ему сердце лживое, полное греховных чувств. Чем больше человек погрязает в грехах, тем больше удаляется от Бога и самого себя, тем меньше знает себя. Только вблизи Бога, только через Бога мы познаём самих себя.
Человек и рай
Бог изгнал человека из рая за его безрассудство, но и на земле дал ему райский сад, чтобы он возделывал его и питался от него. Зависть, и злоба, и огорчение, причиняемое ближнему, снова изгоняют человека из рая. Человек постоянно падает, поскольку последствия первородного греха не отступают от него.
Изречения архимандрита Иустина (Пырву)
собрал Адриан Алуй Георге
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Călăuză Ortodoxă 16 июня 2014 года
[1] См.: Adrian Alui Gheorghe. Cu părintele Iustin Pîrvu despre moarte, jertfă şi iubire [Адриан Алуй Георге. С отцом Иустином (Пырву) о смерти, жертве и любви]. Piatra Neamţ: Editura Conta, 2006.
[2] Возможно, отец Иустин имеет в виду следующую мысль св. Иоанна Кронштадтского: «По телесности и духовности нашей Господь со всем видимым и вещественным соединяет благодать Свою, даже всего Себя, и чрез всё действует: так, хлеб и вино делает Телом и Кровью Своею, или видимою силою Своею; храм – домом Своим; на престоле в храме Он, как Царь, невидимо восседает; на кресте является Он Сам как бы тем самым телом, которым распят, и творит чудеса чрез крест, являя Свою животворящую силу чрез него; Он во вселенной как во храме, и притом весь, во всяком месте, не ограничиваемый никаким пространством, будучи всегда выше всякого пространства и времени. Вы дивитесь, что Он с веществом может соединять Сам Себя или силу Свою, спасительную благодать. Подивитесь прежде всего тому, как Он соединил в человеке образ Свой Божественный с веществом, с землею, с прахом, как этот прах может и мыслить, и говорить, и разливать около себя благоухание кротости, правды, истины, любви и делать в общежитии столько чудных, поистине чудных дел!» (Моя жизнь во Христе. Запись 457).[3] Это особый обычай румын. В праздник святой Пасхи, в самую полночь, перед началом Пасхальной заутрени, до чтения Пасхального канона священник входит в алтарь, возжигает свечу от семисвечника, стоящего на святом престоле, и выходит к верующим со словами: «Придите, примите свет!» От его свечи все молящиеся возжигают свои свечи и этот священный пасхальный огонь уносят потом домой (причем нецерковные люди зачастую уходят домой сразу же, не дождавшись Пасхальной литургии). Эти же слова «Придите, примите свет!» произносит в Великую субботу в храме Гроба Господня Патриарх Иерусалимский, выходя из святой кувуклии с благодатным огнем в руках.[4] Анормальный – не вписывающийся в норму, аномальный.[5] Удободвижный – подвижный, живой, резвый.[6] Ср.: Притч. 23: 26. Смотри так

Православие ру