«Наша цель — помочь спастись людям». Архимандрит Амвросий (Юрасов)

Опубликовано Монастырь в

К 45-летию со дня иерейской хиротонии
Поговорим о пастырстве. Представьте себе: пасется в поле стадо животных, овец. Пасутся они одни, без пастуха, не знают, куда идти, как защититься, когда их подстерегает опасность. Но если овец пасет пастырь, он старается их охранять. Он указывает прямой путь к месту, где можно и травки пощипать, и водички попить. И овцы находятся под охраной, защитой. Людей, которые сейчас находятся вне Церкви, можно сравнить с овцами без пастыря. Эти люди на распутье: они не знают, куда им идти, что им делать, как жить.
Было это в начале века. Тогда во многих школах преподавался Закон Божий. В класс на урок пришел священник и спросил учеников:
— Что самое главное для спасения человека?

Ученики отвечали:
— Вера, крещение, причащение, исповедь, добрые дела…
На все их слова священник отвечал:
— Правильно, но этого недостаточно для спасения. Самое главное в спасении — присутствие пастыря, священника.

Апостол Павел говорит: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими’ (Рим. 12,15). Священник, хотя и, кажется, что он внешне отгорожен от мира стенами, полностью участвует в жизни каждого человека. Представьте себе корабль. На палубе стоит человек, борт корабля отгораживает его от моря, где люди тонут. Если он имеет все необходимые средства для спасения: веревки, багры – он будет спасать людей и спасет многих, гораздо больше, нежели бы он просто прыгнул в море и стал там спасать; он вместе со всеми бы погиб.

Чтобы спасать людей, надо знать — как, и иметь необходимые средства для спасения. Без священника спасение человека невозможно. Когда Христос после Своего Воскресения явился ученикам в горницу при закрытых дверях и сказал: «Мир вам», дунул на них и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин.20, 22-23). В этот момент Господь Своей Церкви — двенадцати апостолам — дал власть прощать и вязать грехи, то есть совершать все таинства. Но это еще не имело полноты до дня Пятидесятницы, когда Дух Святой в иерусалимской горнице сошел на апостолов. Апостолы исполнились всей полнотой Божией благодати и стали рукополагать во епископы, священники, дьяконы. До сегодняшнего дня эта иерархия хранима Христовой Православной Церковью.

У любого патриарха, епископа, священника можно узнать его «родословную»: кого из апостолов они стали преемниками. Потому что преемственная иерархия никогда не прерывалась в нашей Церкви и дошла до сегодняшнего дня. От самого дня Пятидесятницы до наших дней идет благодатная струя священства.

Еще в ветхозаветный период были законные руководители в деле Богопознания, поставленные на это Самим Богом. После того, как был дан Синайский закон, Бог избрал особое сословие людей, которым вверил духовное руководство и совершенствование общества: «возьми к себе, — сказал он Моисею, — Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исх.28,1-2). Согласно этому повелению, Аарон был поставлен первосвященником, сыновы, его — священниками, а остальные из колена Левия левитами, т.е. служителями при скинии.

С пришествием на землю Сына Божия было установлено новое священство. Начало ему положил Господь Иисус Христос, первый и вечный Первосвященник не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека (Пс. 109,4; Евр.6,20; 7,11-22). Он не Сам от Себя пришел, но был послан Богом Отцом (Ин. 9.33) и, подобно Ему, и всякий священник поставленный из человеков, должен получить право на служение от Самого Бога. «Никто сам собою не приемлет этой чести, — говорит апостол Павел, — но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: « Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 5,4-5). Так и Апостолы — первые иерархи Церкви Христовой, были поставлены на служение волею Самого Господа: не они пришли к Нему, а Он избрал: «позвал к Себе, кого Сам хотел: и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь…» (Мр.3,13-14). Апостол Павел, говоря о различных служениях в Церкви, подчеркивает, что установил их и назначил Сам Господь на дело с лужения, для созидания тела Христова» (Еф. 4,11-12).

Поставив в Церкви прежде всего апостолов, Иисус Христос им первым даровал власть не только учить, но и совершать Святые Таинства. Так при установлении Таинства Евхаристии Он заповедал ученикам совершать это Таинство в Его воспоминание (Лк.22,19). Явившись ученикам по Своем Воскресении, Господь установил Таинство Священства и Таинство Покаяния, когда дунул и сказал им: «приищите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 20-23). Являясь Апостолам перед Вознесением, Христос заповедал им пасти Его стадо, учить людей вере и благочестию, соблюдать все, что Он повелел, и крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (МФ.28, 19-20). Апостолы свято выполняли повеление Господа.

Когда число верующих во Христа увеличилось, апостолы стали передавать дарованную им Богом власть выбранных ими лицам в святом Таинстве Рукоположения (Священства), при содействии Духа Святаго поставляя их пастырями. Таким образом, пастырская власть, врученая Иисусом Христом Апостолам, была передан ими своим преемникам, которые, в свою очередь, передали её последующим и так далее, и так будет всегда, до скончания века. Христос, облекая апостолов благодатной властью, сказал им: «И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28,18-20)». Исполнение пастырской обязанности – пасти стадо Христово – должно продолжаться до Второго пришествия Спасителя и Страшного суда, когда истинные пастыри Христовы получат награду от Бога.

Я как-то был у митрополита Иосифа Алма-Атинского, — человека высокой духовной жизни. На вопрос: “Как нам, пастырям, спастись?” Он сказал: “Наша цель — помочь спастись людям, а по их молитвам Господь нас спасет”.

фото: Александр Бурый