Кулич, испеченный с добрыми мыслями, исцеляет…
Накануне главного православного праздника корреспонденты «ИГ» побывали в монастырской пекарне.Ранним утром у ворот Свято-Введенского монастыря, больше известного как Красная церковь, меня встречает монахиня Арсения, которая курирует здесь пекарное дело. Она провожает туда, где в течение недели перед Пасхой готовят куличи. Пекарню найти не так сложно: ее почти сразу выдает аромат ванили…
Монастырские куличи дарят сиротам и заключенным
На пекарне вовсю кипит работа. Здесь трудятся два человека. Пекарь инокиня Евгения уже поставила опару. Ее помощница из числа трудниц отделяет яичные белки от желтков. Потом их нужно будет взбить по отдельности. На столе ждут своего часа огромные куски масла, тазик сметаны, большая тарелка пропущенного через мясорубку лимона. В специальную мешалку для теста матушка Евгения ковшом насыпает муку и сахар, добавляет опару, яйца, растопленные маргарин и масло, сметану, лимонную цедру и изюм.
«Четвертый год мы печем венские куличи. Процесс приготовления достаточно длительный. Тесто перемешивается в специальной мешалке и стоит два часа. Затем досыпаем муку, вымешиваем его, накрываем пленкой и теплым покрывалом. Тесто растет еще два часа, после чего уминается, разделывается и отправляется в специальный расстойный электрический шкаф. Пройдя все три этапа, тесто раскладывается в предварительно смазанные формы и выпекается в электропечи», — рассказывает пекарь.
Пасхальные куличи, украшенные глазурью, разноцветным кулинарным бисером или сладкими розами из мастики, дарят монахиням, благодетелям монастыря, детям-сиротам и даже отвозят заключенным. А те куличи, которые продают возле монастыря, пекут в просфорне (там же, где делают просфоры для богослужений).
В миру — врач, в монастыре — пекарь
Секрет вкусных монастырских куличей в том, что они всегда пекутся с добрыми мыслями и молитвой. Перед началом всякого дела сестры молятся в храме. Потом, когда приходят в пекарню, зажигают лампадку и просят помощи у покровителя пекарского дела Прохора Лебедника. Икона этого святого с хлебами в руках занимает почетное место в иконостасе пекарни.
«Прохор, монах Печёрского монастыря, собирал лебеду, перетирал ее в муку и делал хлеб, а когда из-за постоянных войн начался голод, стал раздавать его неимущим. На вкус этот хлеб казался сладким. А если кто брал его тайно, то хлеб становился черным и горьким», — рассказывают о своем покровителе сестры.
Ни у одной из работниц пекарни нет специального образования. В миру они имели другие профессии, но духовный отец благословил их именно на эти работы.
Инокиня Евгения рассказала, что в миру получила медицинское образование в столице и мечтала работать хирургом. Ее привлекала работа в экстремальных условиях, даже ночные дежурства в больнице нравились. Но, как говорится, судьба распорядилась иначе.
«Первое время я очень переживала, что мои знания теперь никому не нужны. Диплом уже недействителен. А потом поняла, что не это главное. Ведь, когда человек спасает чьи-то жизни, он обычно это приписывает себе и у него возникает тщеславие. Это пагубно для души. И мне захотелось от этого очиститься, — делится сокровенными мыслями инокиня. — Одна трудница, фельдшер по образованию, успокаивает: твоя выпечка может принести людям гораздо больше пользы. Всё, что приготовлено с добрыми мыслями, молитвой, дает человеку исцеление».
Партию «капризных» барашков пришлось печь ночью
Матушка Евгения и сейчас интересуется вопросами медицины, дает практические советы сестрам монастыря. Освоить азы пекарского дела светской девушке было непросто: ведь она умела готовить только самые простые блюда. Монахини научили ее печь хлеб. Остальное постигала сама.
«Не всё получалось. Глазурь для булочек вместо шоколадной была прозрачной. Но сестры подбадривали меня, утешали, — с улыбкой вспоминает инокиня. — Кстати, вначале никто не верил, что я смогу сама испечь куличи. У меня был простенький рецепт. Решила, что положу побольше масла, сахара — и будет вкусно. Помолилась, испекла. И куличи действительно получились сладкие и сдобные. Сестры хвалили их».
Некоторые навыки, полученные в миру, пригождаются инокине Евгении при работе в пекарне – форс-мажоры, когда нужно действовать без замедления, и здесь бывают.
«Однажды к Рождеству мы выпекали из теста барашков, чтобы подарить благотворителям. Но эти изделия настолько хрупкие, что перекосились и разломились пополам. Пришлось в ночное время всё делать заново. А утром на следующий день нужно было уже другую партию готовить. Так и отработали ночную и дневную смену. Почти как в больнице!» — рассказывает она.
… Из пекарни монахини не смоги отпустить меня без кулича. Благодарю их за теплый во всех смыслах прием и ухожу в светлом настроении.
Это интересно
Кулич является подобием церковного артоса — большого хлеба, на котором изображено Воскресение Христа. В дни празднования Пасхи артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в субботу светлой седмицы раздают верующим. Кулич — домашний эквивалент артоса. В переводе с греческого «кулич» — это хлеб круглой или овальной формы.
Екатерина Лебедева
Ивановская газета