Митрополит Нектарий (Антонопулос). О святом Василии Великом и его «Василиаде»
Архимандрит Нектарий (Антонопулос), ныне митрополит Арголидский |
Больницы – изобретение Церкви
Сегодня, в день памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, мы публикуем рассказ об одном из самых известных его детищ – первом в мире больничном комплексе «Василиада».
Во всем мире работают больницы – большие и маленькие. Они призваны обслуживать больных. А ведь так было не всегда! Врачи – да, они были, а больницы – нет. Ни в древности, у язычников, ни у римлян. Когда же появились больницы? Мало кто знает, что больницы – это изобретение Церкви. И можно с уверенностью сказать, что это изобретение Церкви есть воплощение христианской любви к человеку. Церковь, видя нужды людей и их страдания, не могла оставаться безучастной. Любовь всегда найдет способ послужить ближнему.
В истории христианства IV век был поворотным. Прекратились гонения, Церковь могла вздохнуть свободно.
Остановлюсь лишь на двух великих примерах: судьбах святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Эти святые проводили, говоря современным языком, огромную социальную работу. Масштаб ее поражает. И один, и второй глубоко знали социальные проблемы своего времени и не просто их декларировали и давали советы по их решению – они их решали своим собственным жертвенным служением человеку.
Расскажу вам одну историю из близкого к нам периода. Как-то великий русский богослов отец Георгий Флоровский делал доклад по социальной проблематике перед членами одного из профсоюзных объединений Франции. Прекрасный доклад поразил всех тем, как православный священник столь глубоко разбирался в вопросах деятельности профсоюзов. Предположили, что он, наверное, переделал учение Маркса на христианский лад. Рабочие восторженно аплодировали. А Флоровский в заключение сказал, что все аплодисменты предназначаются не ему, а святому Василию Великому, ибо выступление было построено на тексте одной из проповедей святителя Василия. Своей актуальности мысли этого святого не теряют до сих пор.
Кто же такой Василий Великий? С чисто физической точки зрения – слабый человек, обремененный многими недугами, которые и были причиной его ранней смерти (он умер в 49 лет). Но этот человек успел оставить после себя наследие огромной социальной значимости.
В середине IV века разразился голод. Святой Василий тогда был уже священником. Он тут же оперативно создает общественные бесплатные столовые и лечебницы для пострадавших от голода. Чтобы этого добиться, ему пришлось бороться, доказывать, добиваться и даже ругаться с богатыми, чтобы убедить их открыть свои запасы продовольствия и поделиться с голодающими. Именно тогда, страшной зимой 367 года, отец Василий понял, что нужно создавать свое дело – учреждение, которое будет служить страждущим. Этот сильный человек мог терпеливо сносить свои немощи, но не мог видеть страдания других. Став архиепископом Кесарийским, Василий Великий продолжил начатое дело помощи страждущим. Но и здесь – сопротивление еретиков, недоброжелателей и завистников. Сам император был против его идеи. Казалось бы – тупик, да плюс еще свои болезни. Но в душе у святителя пылал огонь Святого Духа. Его хотели угасить враги, не ведая, что дух угасить невозможно!
В 372 году наконец был построен знаменитый комплекс, получивший позже название «Василиада». Святитель убедил богатых вложить свои средства в это дело, убедил и бедных участвовать в воплощении его идеи.
В центре больничного комплекса стоял великолепный храм, а вокруг – здания, пансионы-гостиницы, школы, дома для сирот, дома для неимущих и собственно больница. Такого еще не было нигде! Святой Василий лично руководил работами, давал советы строителям и сам работал. Когда строительство этого великолепного города, где главным была любовь к человеку, завершилось, Василий Великий взял на себя руководство одним из подразделений больницы.
Мало кто знает, что этот святитель имел семь дипломов об образовании, один из них – диплом о медицинском образовании. Вот он и решил одну из своих мирских профессий применить в жизни. Он выбирает самое трудное – отделение для прокаженных. Эти несчастные люди были отвергнуты всеми, их сторонились. Они жили в страшных мучениях, это было практически медленное умирание. Вот заботу о них и взял на себя Василий Великий. Он сам этих больных перевязывал и мыл. И не только. Он напрямую общался с ними, обнимал их, в каждом видя образ Божий. Невероятно! Епископ, врач, без маски и перчаток, без антисептических средств ухаживает за инфекционными больными, промывает им раны.
Когда Василий Великий умер, его оплакивала вся Кесария. Во время похорон святителя было столько народа, что многие в толпе падали в обморок.
Друг Василия Великого Григорий после отпевания сказал о больнице «Василиада» такие слова: «Выйдите, братья, из своего города и посмотрите на этот новый город, где царит благочестие, где деньги богатых граждан по просьбе Василия обращены туда, где уже не будут украдены никем, и время не властно над ними. Здесь на болезнь смотрят философски, здесь несчастье превращается в счастье. Если сравнить больницу святителя Василия Великого с богатейшими городами, такими как Фивы в Беотии, Вавилон, с пирамидами Египта и древними храмами, то увидим, что от всего их былого величия не осталось ничего. Да и самих людей уже нет. А в больнице “Василиада” мы видим людей, которых все отвергали и ненавидели за их болезнь. И Василий Великий сумел убедить нас в том, что, если мы считаем себя людьми, то не должны пренебрегать себе подобными, ибо своим бессердечием и злобой мы обижаем Самого Христа, Который начальник всем».
Теперь несколько слов о другом великом святом – Иоанне Златоусте. Строгий аскет, он, как пастырь, проявлял трогательную заботу о страждущих людях, вплотную занимался решением социальных проблем. В Антиохии Иоанн Златоуст ежедневно кормил более 3000 человек, а будучи уже в Константинополе, раздавал питание 7000 человек ежедневно. Эти цифры поражают, если учесть, в какие годы эти события происходили. Иоанн Златоуст постоянно помогал своей пастве – и духовно, и материально. Когда вечерами его глаза слипались от усталости, он подходил к цепям, которые были прикреплены к стене в его покоях, и как бы подвешивал себя на них, чтобы держаться на ногах и работать. А утром он уже спешил к людям, чтобы помочь, хотя сам был человеком слабым и болезненным. Вот что писал его ученик Феодорит, епископ Кирский: «Он весь в трудах. Кто-то просит его помочь в одном, кто-то – в другом: в суде защитительную речь произнести, голодный просит накормить, неимущий просит одежду, получая часто личные вещи Иоанна Златоуста, скорбящий просит утешить, заключенный в темнице просит найти приют, должник просит помочь отдать долг, ссорящиеся просят помирить, слуга просит защитить от жестокого хозяина, сирота просит утешить, вдова просит милостыню. И так ежедневно! Святитель занимался решением многочисленных проблем других людей. Болящим он был врач, скорбящим – утешитель. Для всех он становился всем».
Эти два святителя, о которых я сейчас вам рассказал, и евангельские истины, несомненно, были ориентиром на жизненном пути святого Луки (Войно-Ясенецкого). Многие моменты из его жития меня потрясли: крест исповедничества, терпение скорбей, жертвенная любовь к болящим и бедным. Усталый и гонимый, с больным сердцем и отекшими ногами, святитель Лука часами стоял у операционного стола, чтобы спасти жизнь больного. Вот как вспоминал о святителе Луке доктор Кассирский: «Вся жизнь Войно-Ясенецкого прошла в небольших городах России, Туркмении, Сибири, Дальнего Востока. Он хорошо знал о бедности, голоде, высокой смертности от тифа, дифтерита, малярии, холеры и других болезней. Он пережил две мировые войны, в результате которых погибли миллионы людей. Он видел и сам подвергался пыткам, видел разрушительные последствия гитлеровского нашествия, видел разрушенные города, знал об убийствах и мучениях, о том, как безжалостно обкрадывали народ. И он никогда не абстрагировался от происходящих вокруг событий. Он внес огромный вклад в дело спасения человека».
Эти слова Кассирского напомнили мне два случая из моей жизни. Один произошел в 1976 году на острове Керкира, где я служил диаконом. Я ехал на рейсовом автобусе, мест не было. Я стоял. Это был период после падения диктатуры «черных полковников». Многие тогда бредили левыми идеалами, говорили о прогрессе. Два молодых человека сидят и обсуждают теорию Маркса о революции, которая принесет людям лучшую жизнь. На одной из остановок в автобус вошел слепой человек. Я подумал, что вот сейчас эти потенциальные борцы за счастье людей уступят место инвалиду. Но вместо этого я услышал следующую тираду: «Вот если бы у нас в стране был социализм, то государство бы организовало четкую работу транспорта. Люди передвигались бы с комфортом, и этому слепому было бы место». И… молодые люди мирно продолжали свое обсуждение марксистской теории.
Второй случай уже из сегодняшней жизни Греции времен кризиса. Многие наши граждане разорились, многим действительно нечего есть. Православная Церковь Греции с первых дней кризиса начала кормить голодных. 25 000 порций горячей еды ежедневно раздается людям. Эту инициативу приветствовали все. Но нашлись и фанатики, левые, жаждущие мировой революции, которые возражали: «Позиция Церкви – неправильна. Если люди будут сыты, они не будут бороться, не будут сопротивляться режиму!» То есть наши оппоненты вполне серьезно считают, что нужно встать на путь насилия, крови и злобы, а не следовать пути христианской любви. Выводы делайте сами.
Святой Лука мыслил иначе. Вновь приведу слова Кассирского: «Он верил в христианскую любовь, верил, что трагедию в истории его страны можно уврачевать только христианской любовью. И эти свои воззрения архиепископ Лука никогда не менял».
Часто в наш монастырь приезжают люди и рассказывают о чудесном участии святителя Луки в их жизни. Многие из этих рассказов поражают до глубины души. Я задавался вопросом: почему же святитель Лука такую благодать получил от Бога и столь прославлен? Ответ я нашел у святого Максима Исповедника, который сказал следующее: «Человек, в котором живет любовь, получает от Бога дар чудотворений».
Любовь – это главная добродетель, и она приближает Бога к нам, ибо Он Сам есть Любовь. Любовь – это не прекрасные слова, любовь – это дела. Вы – врачи[2]. Вы имеете великое преимущество перед другими: вы своим служением призваны дарить любовь. Как говорил один святогорец-старец: «Для врача всегда открыты врата рая».
Позвольте закончить словами моего друга, который недавно выпустил небольшую, но очень хорошую книгу. Он пишет:
«Если ты посещаешь все церковные службы, изнуряешь себя постами, изучил наизусть всю Библию, а в жизни не выполнил того, о чем говорил Христос: “Я был голоден, и вы накормили меня. Я жаждал, и вы напоили меня. Был наг, и вы дали мне одежду. Я не имел жилья, и вы дали мне кров. В темнице был, и вы проведали меня”. Если этого ты никогда не делал, то ты – медь звенящая. Тот, кто ищет Бога в этом мире, не найдет Его нигде, а только в лице больных, голодных, заключенных в темницах, обездоленных. Если человек не слышит крика голодного и обездоленного, он не слышит и гласа Божия. Догматические рассуждения мне столь же интересны, как и вопросы классификации насекомых. Лик Христа теряется в среде теоретиков духовных формул о сущностях, об ипостасях. А я лично считаю, – продолжает мой друг, – что тот, кто безропотно помыл хотя бы одного лежачего тяжелобольного, стоит выше всех титанов богословия вместе взятых».
Я знал в жизни многих великих людей – писателей, философов, ученых. Некоторые из них были мне симпатичны, с ними было интересно. Я могу дать им оценку, похвалить, когда они этого стоят. Но нравственную оценку я даю только тогда, когда вижу, что люди были рядом с тяжелобольными и помогали им без всякой корысти, самоотверженно и с любовью. Только таких людей я считаю учениками Христа.
Митрополит Нектарий (Антонопулос)
Перевела с греческого Наталия Николау
14 января 2014 года
Публикуемый текст – доклад отца Нектария, прочитанный им на V Международной научно-практической конференции «Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» (г. Железнодорожный, пос. Купавна, 6 июня 2013 г.), традиционно проводимой в госпитале им. Н.Н.Бурденко.