«С кротостью и благоговением»
Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (20 декабря 2013 г.)
Церковь и общественная нравственность
Надо сказать, что в нашем обществе, в том числе в его социально активной части, растет понимание важности восстановления нравственных основ нашей цивилизации. Сегодня мы сталкиваемся с тяжкими общественными язвами — алкоголизмом, наркоманией, абортами, и как результат всего этого — с убылью коренного населения и сокращением числа работоспособных людей. Ситуафция выглядит более, чем неблагополучно, скорее — угрожающе. Мы должны — непременно должны — постараться сделать все, чтобы переломить эту тенденцию.
От того, какой взгляд на мир победит в народе, зависит, есть ли у него будущее. Любое здоровое человеческое общество опирается на осознание вечного нравственного закона, который люди не устанавливали, но который они обязаны соблюдать; на том, что у человека есть обязательства — по отношению к семье, ближним, стране; на том, что в обществе есть, безусловно, почитаемые ценности, глумиться над которыми не позволено никому.
Идеология, которая отрицает объективные границы добра и зла, ставит права над обязанностями, а личные хотения над общественным долгом, которая уравнивает детей и аборты, бесплодные извращения и честной брак — это яд для человеческого социума, и яд смертельный. Общество существует благодаря нравственным обязательствам его членов по отношению друг ко другу, а эти обязательства провозглашаются и признаются исходя из сложившейся картины человеческого социума, общепринятых и общеобязательных представлений о хорошем и плохом, о похвальном и постыдном. У Церкви есть ясное видение картины миробытия, которая открыта людям самим Богом, и наша миссия — донести это видение до современников с полным убеждением в его уникальном соответствии истине.
Миссия Церкви в обществе
Миссия Церкви в современном обществе осуществляется на двух уровнях. Церковь свидетельствует о неизменности основанного на Божией правде нравственного чувства, об установленном Творцом миропорядке, восставать против которого — значит восставать против самой человеческой природы, навлекая на себя неизбежные беды. В этом отношении Церковь согласна с иными традиционными религиями России, со всеми нравственно здоровыми людьми.
Но Церковь несет миру и нечто несравненно большее — Евангелие Господа Иисуса Христа. Дар веры получен нами для того, чтобы мы не только утешались им в уюте наших храмов, но делились им с нашими ближними. Спаситель мира дал нам великое поручение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).
Церковь вверяет своим членам спасительную истину, способную преобразить жизнь, как отдельных людей, так и целых народов, как это уже не раз происходило в истории. И долг православного человека — свидетельствовать об этой истине. Не только словами — хотя слова очень важны — но прежде всего жизнью, преображенной Евангелием. Жизнь христиан должна отличаться от жизни мира сего. Мы должны показать, что путь самоудовлетворения, эгоизма и борьбы за выживание не ведет человека к счастью. Каждый, кто носит на себе крест Христов, призван быть свидетелем иного пути, утверждать возможность по-другому мыслить, по-другому поступать, по-другому разрешать конфликты, по-другому относиться к людям.
Нужно помнить: сейчас в обществе есть запрос на свидетельство об истине — истине нравственной и истине богословской, истине, способной спасать и преображать человеческие жизни. И все мы призваны ответить на этот запрос «с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3, 15).
Информационное поле
Мне уже неоднократно доводилось говорить о том, что, с одной стороны современное информационное общество предоставляет человеку много таких возможностей, которые еще вчера считались фантастическими, и эти возможности могут и должны быть использованы в деле проповеди Слова Христова, в церковной миссии. А с другой стороны информационное общество таит в себе и много опасностей. Я внимательно, насколько мне позволяет довольно напряженный патриарший график, слежу за обменом мнениями в прессе, за дискуссиями в блогах и социальных сетях. Да, есть множество примеров глубоких и полезных для всей Церкви дискуссий, но иной раз приходится с огорчением отмечать примеры принятия чужеродных для верующего стереотипов поведения. Бывают случаи, когда православные СМИ соревнуются друг с другом и светскими коллегами в провокационности, а священники и миряне иногда буквально упражняются в злословии. Это, конечно, недопустимо. Дискуссия между клириками по церковной и общественно-политической тематике, в том числе в публичном поле, должна носить христианский характер, проходить в подчеркнуто уважительном к собеседнику ключе.
При этом многие православные СМИ и отдельные священники, активно присутствующие в медиапространстве, прилагают усилия, чтобы предложить аудитории христоцентричную, а не сиюминутную повестку дня. Эти труды заслуживают одобрения и похвалы.
Из относительно недавно появившихся проектов отмечу созданный при поддержке Управления делами Московской Патриархии проект «Приходы.ру» (http://prichod.ru). Этот сайт размещает новости и комментарии, касающиеся в первую очередь ежедневной жизни приходов, приходских проектов вплоть до самых отдаленных епархий нашей Церкви. Значительное внимание на этом сайте уделяется и приходам Москвы, в частности, во взаимодействии с пресс-службой Фонда «Поддержки строительства храмов города Москвы».
Нам нужны новые делатели в медиапространстве из числа клириков и прихожан, обладающие соответствующими талантами. Чтобы изменить вектор развития общества, наших усилий пока недостаточно. Мы должны стремиться к тому, чтобы самим задавать правила церковного присутствия в информационной среде, а не жить по тем, которые нам предлагает секулярное окружение. Тогда мы будем способны изменить окружающий нас информационный мир.
В связи с этим нельзя в полной мере поддержать практику, согласно которой священнослужители, ссылаясь на отсутствие благословения, вообще не взаимодействуют со СМИ. Это может привести к ограничению присутствия духовенства даже в районных или окружных изданиях, где, к сожалению, мы и так все еще недостаточно активны и заметны. Ведь не всегда у священника будет стремление по каждому обращению из районной газеты, например, с просьбой поздравить с праздником, испрашивать благословение викария — для некоторых проще будет отказаться, чем обратиться к начальству. Полагаю, что возможность взаимодействия со СМИ в бесспорных вопросах — вопросах просветительского, катехизаторского характера — должна быть предоставлена каждому настоятелю. Что касается других священников, то им, в случае обращений к ним представителей СМИ, желательно согласовывать вопрос со своими настоятелями. Впрочем, принимая во внимание имеющийся опыт, не исключено, что викариям придется, накладывать запрет на общение отдельных клириков со СМИ. Ведь есть, к сожалению, и такие священники, которые высказывают свои искаженные представления о благочестии перед камерой, размещают видеозаписи в сети интернет, а потом из-за одного неразумного батюшки подвергается порицанию и осуждению все духовенство. И, конечно же, следует быть особенно осторожными, когда речь идет о спорных темах, о возникающих порой скандальных ситуациях — здесь лучше проконсультироваться с благочинным или викарием, а возможно — и с Синодальным информационным отделом. То же касается, к примеру, и приглашений, поступающих от федеральных каналов, с предложением принять участие в передачах.