Обретая свободу

Опубликовано Монастырь в

«Мучимся мы на земле и ищем свободы. Но мало кто знает, в чем свобода, где она. И я тоже хочу свободы, и день и ночь ищу ее. Я по­знал, что она у Бога, и от Бога дается смиренным сер­дцам, которые покаялись и отсекли свою волю перед Ним. Кающимся Господь дает мир и свободу любить Его. И нет ничего лучшего в мире, чем любить Его и ближних. В этом душа обре­тает покой и радость». Это слова преподобного Силуана Афонского.
Свобода, по апостолу Павлу, есть свобода духа. Свобода от греховных привязанностей, страс­тей и пороков. Человек, связанный страстями, впадает в уныние, в от­чаяние, в тоску и часто кончает жизнь самоубий­ством. Когда человек в таком тяжелом состоянии при­ходит в церковь, кает­ся в грехах, ему сразу ста­новится легче. Все пото­му, что груз греховный сброшен. Душа обретает свободу.
Человеку духовно, внутренне свободному, т.е. живущему свято, испол­няющему заповеди, не страшно вдруг оказаться в изо­ляции. И в тюремной камере он чувствует себя сво­бодным.

Апостолы часто бывали в заточении, в оковах, в тюрьмах, но они были свободны. Они проповедовали Распятого Христа, а им запрещали, угрожали. Апосто­лы говорили: «Справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» (Деян.4,19). Их били палка­ми, камнями, выбрасывали полумертвых за город. Но с помощью благодати Господней они оживали, встава­ли и шли проповедовать имя Христово. Они пропове­довали свободу.

Недавно мы были в женской колонии, где около девятисот человек. Провели с ними беседу. А потом подходит одна осужденная и говорит: «Батюшка, у нас в изоляторе, в санчасти женщина от рака умирает. Придите к ней».

Пришли. Она лежит и уже еле-еле дышит. Глаза приоткрыла, увидела, что священник пришел. Закрыла снова. Поисповедовал я ее. Она покаялась. Сидела за убийство мужа, он напал на нее с ножом. Она защища­лась, ударила его какой-то де­ревяшкой и убила. Дали ей че­тыре года.

Она благочестивая, доб­рая. Не постоянно, но в церковь ходила. Спрашиваю:

— Причаститься желаешь?

— Конечно, — еле проговорила.

Быстренько съездил, взял Святые Дары, вернулся к ней. А она уже совсем угасает. Причастил и сказал при всех, кто там был:

— Самое главное, самое ценное в жизни человека раскаяться во всех грехах и соединиться с Богом — принять в себя Живого Христа! Выше этого ничего на земле нет!

Вечером мне позвонили и сказали, что она уже ото­шла. Звать ее Любовь, Царство ей Небесное. В день причастия, если умира­ет человек, то душа не проходит мытарства. Главное, что она перед смертью искренне пока­ялась и с большим же­ланием причастилась. Думаю, что достойно.

Спросил админист­рацию, почему ее такую больную не выпустили на волю умирать. И мне ответили, что род­ственников у нее нет: «Ну, куда мы больного человека отпустим? Умрет на стороне — кому нужна. А здесь мы ее похоронили. Она сама просила, чтобы ее никуда не отправляли».

Можно быть свободным в тюрьме, и не иметь свобо­ды, владея миллиардами. Люди увлеклись земными благами и думают: «Вся жизнь только здесь». Те, у кого огромные суммы денег, как бы имеют власть, но не имеют свободы. Они рабы своих денег, своей власти, достатка: «Кто кому служит, тот того и раб». Видел я как-то очень интересную открытку. На ней изображено озеро, на берегу которого рас­тет большое дерево. Под деревом две мыши — черная и белая — грызут это дерево. Грызут так, чтобы дерево упа­ло в озеро, а в озере — крокодилы! Уже открыли свои пасти. На дереве демон и человек. Показывает злой дух чело­веку: «Вот, этот хороший плод, и вот этот». Тот тянется за одним, за другим, не замечает опасности. Мыши — это день и ночь, а дерево — это наша жизнь.

Дни жизни летят незаметно, съеда­ют нашу жизнь. Если мы слишком ув­лекаемся земным (враг нас отвлекает от самого главного — служения Господу), то мы попа­даем в ад — это озеро. И демоны-крокоди­лы забирают наши души.

Самое главное для человека, жи­вущего на земле, всецело отдаться Господу. Это не значит, что все надо позабыть-позабросить: и работу, и вос­питание детей, и учебу. Нет, надо де­тей воспитать в православном духе, самим быть нравственными, добрыми, чистыми, святыми. Верующие люди не только верят, они живут в Боге. И в Боге обретают свободу.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)